Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ваша компания слишком осторожна

Дэн Ловалло , Дэниел Канеман , Роберт Уланер , Тим Коллер
Фото: ©Tim Booth/Stocksy United

В теории, сделав рискованные вложения, компания создает ценность для акционеров и других заинтересованных сторон. И эти инвестиции, пусть и крупные, но не непосильные для компании, будут в целом выгодны, даже если какие-то из них привели к потерям. Если неудачных инвестиций будет много, это тоже не станет провалом, при условии что доход от остальных компенсирует потери — как чаще всего и бывает. Такой подход к инвестированию вытекает из теории оптимального портфеля, изложенной еще в 1950-е годы в работе нобелевского лауреата Гарри Марковица.

На практике, однако, в крупных корпорациях руководители не­охотно дают зеленый свет рискованным предложениям и проектам. Действительно новаторскими идеями жертвуют в пользу незначительных улучшений, сокращения издержек и «безопасных» инвестиций. Этот паттерн ученые заметили уже давно. Например, в ставшей классикой статье HBR профессор Университета Сиракуз Ральф Сволм представил результаты исследования отношения к риску, в котором участвовала сотня руководителей, и сделал вывод, что типичный топ-менеджер — «отнюдь не тот любитель риска, каким его рисуют СМИ. Сейчас люди, ­принимающие решения в бизнесе, боятся делать ставки на то, что сулит неплохой выигрыш в будущем». Наше исследование подтверждает этот вывод.

В статье мы рассматриваем феномен полного неприятия и избегания рисков и показываем, как корпорации усугубляют эту проблему своей системой мотивации и практиками принятия решений. Мы анализируем, сколько возможностей компании упускают из боязни рисковать, и предлагаем способы уменьшить их склонность к выбору инвестиционных проектов с наименьшим риском.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте