Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как сохранить команду после увольнения ключевого сотрудника

Арт Маркман
Фото: Mike Hill/Getty Images

В конце 1980-х, когда я учился в магистратуре в Иллинойском университете в Урбане-Шампейне, несколько наиболее уважаемых преподавателей кафедры покинули педагогический состав и перешли работать в другие учебные заведения. Этот внезапный уход разрушил сплоченное сообщество ученых, которое так долго удерживало людей на факультете. Когда оттуда уволились сразу несколько сотрудников, остальные решили, что теперь они находятся в уязвимой позиции. Вскоре все преподаватели озаботились поиском новой работы.

Та же динамика может наблюдаться и в организации, которую недавно покинул один или несколько ключевых игроков. Переход талантливых кадров из одних компаний в другие неизбежен, однако есть несколько шагов, которые вы как руководитель можете предпринять при увольнении звездного сотрудника, чтобы его уход не спровоцировал паническое бегство остальных.

Задавайте вопросы и слушайте ответы

Возможно, главное, что вы можете сделать, когда уходит сотрудник, — это выслушать его и остальных, причем внимательно. Сначала поговорите с тем, кто увольняется, и постарайтесь выяснить, что заставило его принять такое решение. Уточните, какие проблемы он видел в текущем положении дел, ведь даже если сотрудник уходит в другую компанию, следуя за блестящими перспективами, он может знать о некоей закулисной неудовлетворенности, которая заставляет остальных сотрудников оглядываться по сторонам в поисках новой работы.

Затем прощупайте пульс остальной команды. Назначьте всем сотрудникам индивидуальную встречу и поинтересуйтесь, как у них идут дела. Спросите, как, по их мнению, уход коллеги повлияет на моральный дух команды. Если увольняющийся сотрудник поделился с вами ощущением некоторых проблем, упомяните их в разговоре с остальными членами команды, чтобы понять, насколько широко распространен данный взгляд на ситуацию. Сам факт открытого разговора поможет убедить людей, чтобы вам небезразлично положение дел в их команде.

Многие организации регулярно оценивают вовлеченность и доверие со стороны своих сотрудников. Если ваша компания из их числа, подумайте, не провести ли вам краткий опрос всех членов команды, чтобы узнать, как они относятся к организации и ее руководству. Такие «пульс-опросы» помогают выяснить, как сотрудники склонны реагировать на положительные и отрицательные события внутри компании, а также на социально значимые внешние происшествия.

Если эти беседы и опросы действительно выявят серьезную озабоченность членов команды, напрямую привлеките их к решению проблем. Для начала вслух проговорите их опасения, чтобы сотрудники знали, что вы признаете наличие проблем. Затем открыто приступите к решению проблемы, выявленной общими усилиями. Опрос сотрудников только повысит их доверие к компании в долгосрочной перспективе, особенно если они почувствуют, что вы действительно конструктивно используете собранную информацию.

Сосредоточьтесь на будущем

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте