Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как научить сотрудников импровизации, которая поможет в кризисных ситуациях

Давиде Ораци , Кристин де Валк , Пьер Витторио Маннуччи
Иллюстрация: Michelle D'Urbano

Как вы справляетесь с критическими ситуациями? Что делаете, когда внезапные перемены ломают привычные будни? Для существования в эпоху неопределенности нужны такие руководители и работники, которые могут мыслить самостоятельно и быстро реагировать без подробного руководства к действию. Иными словами, вам нужны опытные импровизаторы.

Может показаться, что импровизация несовместима с четкими процессами, характерными для серьезных бизнес-практик. Команды рекрутинга нечасто проверяют у соискателей навыки импровизации, а большая часть программ повышения квалификации сотрудников сосредоточена на развитии лидерских качеств или технических умений, а не на формировании способности импровизировать. Тем не менее импровизация является ключевым фактором организационной гибкости. Руководители и сотрудники, умеющие импровизировать, станут драйверами компаний и помогут пережить кризисные моменты и сдвиги парадигм — от технологических прорывов и перемен в законодательстве до экологических катастроф и вызовов, связанных с пандемией COVID-19.

Безусловно, непросто развивать навыки импровизации. По словам Джошуа Фанка, художественного директора престижного импровизационного театра и учебного центра The Second City, «чтобы достичь мастерства в искусстве импровизации, требуются годы». Эта задача трудная, но выполнимая. Недавно мы опубликовали исследование, в котором мы постарались тщательно проанализировать возможности формирования навыков импровизации, разные их виды, способы их развития и факторы, влияющие на этот процесс.

Найти ответы на эти вопросы при помощи наблюдения за работой в компании представлялось затруднительным, поскольку импровизация по природе является незапланированным действием; зачастую ее проявления блокируются регламентами и остаются невидимыми в организации. Попытка воссоздать условия реального мира в лаборатории также вызывала множество трудностей, поскольку искусственная площадка наверняка отличалась бы от рабочей среды. Поэтому мы решили изучить импровизацию в естественном для нее контексте, в котором легко производить наблюдения и который во многом схож с рабочим окружением, — в ролевых играх живого действия (LARP, Live Action Role-Playing).

Ролевыми играми живого действия считаются те, в которых участники входят в образ персонажей, взаимодействуя друг с другом в физическом пространстве, почти как в популярном сериале «Мир Дикого Запада». В таких ролевых играх участникам необходимо постоянно импровизировать, чтобы адаптироваться к постоянным переменам, сюжетным поворотам, действиям других игроков. По этой причине ролевые игры гораздо больше похожи на корпоративную среду, чем могло бы показаться. Кроме того, в исследованной нами ролевой игре («Vampire: The Requiem») акцент ставился на решениях игроков в стратегически неопределенных обстоятельствах, в условиях борьбы за власть, переговорах о распределении ресурсов и формировании политических альянсов — одним словом, процессы принятия решений очень схожи с теми, с которыми ежедневно сталкиваются в своей работе руководители и работники.

Для сбора данных мы получили доступ к трем разным группам, участвующим в ролевой игре более двух лет. Исследователи выступали как в качестве сторонних наблюдателей, так и в качестве участников. Мы провели десятки интервью с игроками и задокументировали более 100 часов наблюдений, что позволило нам собрать подробную картину формирования и развития навыков импровизации в контексте ролевой игры.

Три типа импровизации

Основываясь на полученных данных, мы сперва определили три типа импровизации: имитационная, реактивная и генеративная. Имитационная импровизация характерна для новичков и заключается в наблюдении за опытными игроками и повторении их действий с минимальными изменениями. Например, в одном из сценариев мы наблюдали за начинающим игроком, который впервые попал на сбор. Он не был уверен в своих действиях, поэтому смотрел на более опытных игроков и на месте поправил свой костюм и грим, чтобы соответствовать их стилю. Несмотря на то что это простейший вид импровизации, он остается эффективной точкой старта, которая помогает войти в игру новичкам.

Следующий вид импровизации — реактивная. Она возникает в ответ на стимулы среды и поведение других игроков и заключается в формировании своей собственной реакции на неожиданную ситуацию, без опоры на действия других как на руководство. К примеру, когда игрокам пришлось отражать нападение и защищать крепость, они реагировали на угрозу перемещением своих войск и линий защит, демонстрируя новую реакцию как на действия игроков своей команды, так и на действия соперников. Мы обнаружили, что этот тип импровизации обычно возникает на том уровне, когда игроки уже освоили имитационную импровизацию. Навык реактивной импровизации требует определенного опыта, чтобы на его основе сформировать новый, уникальный образ действий.

Наконец, самой продвинутой оказалась генеративная форма импровизации. Этот вид импровизации заключается в прогнозировании будущего и проактивных экспериментах, позволяющих предсказать или даже спровоцировать последующие события (а не просто реагировать на них). По природе своей такая импровизация достаточно авантюрна и рискованна; при этом она является наиболее эффективным способом порождения оригинальных инновационных идей. В качестве примера такой импровизации можно привести следующее событие: два игрока внезапно, без какой-либо внешней причины решили взяться за выполнение опасного задания, чтобы получить мощный артефакт, который поможет избежать потенциальных проблем в будущем.

Важно, что эти два игрока пользовались уважением и доверием в группе, поэтому другие игроки поддержали эту идею и внедрили ее в свой коллективный сюжет (а могли бы проигнорировать или отвергнуть ее). Предполагается, что генеративная импровизация требует более высокого уровня взаимного доверия среди игроков, который обеспечил бы импровизирующему достаточную степень уверенности, чтобы предложить рискованную идею, а остальным позволил бы воспринять ее. Такого уровня доверия непросто достичь, но, как только это сделано, создается позитивный цикл, в котором сильные внутренние социальные связи позволяют быстрее порождать и принимать новые идеи.

Стратегии сотрудничества и конкуренции

Определив три типа импровизации, мы смогли изучить, как они развиваются с течением времени. На основе данных, полученных за два года наблюдений и интервью, мы создали подробные траектории развития импровизационных навыков для каждого игрока. Обнаружилось, что критическим фактором развития (или отсутствия развития) этих навыков была ориентация игрока на сотрудничество или конкуренцию.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте