Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как год удаленной работы повлиял на отношения с коллегами

Джонатан Ларсон , Нэнси Бэйм , Ронни Мартин
Фото: Alan Powdrill / Getty Images

Может быть, вы еще помните, каково это — столкнуться с коллегой в офисном коридоре и поболтать о планах на выходные или о большом проекте? Помните, как случайно оказывались в нужное время в нужном месте и отвечали коллеге на вопрос или представляли его кому-нибудь? Многие даже не осознавали, насколько все это было важно, пока не перешли на работу из дома.

Неформальное общение — это основа так называемого социального капитала, преимуществ, которые мы можем извлечь из наших знакомств. Вы пользуетесь социальным капиталом каждый раз, когда заходите в тупик и кто-нибудь предлагает вам помощь (хотя не обязан этого делать), или когда вам нужен экспертный совет и вас консультирует знакомый, которого вы встречали лишь однажды. Кроме того, вы помогаете другим строить социальный капитал, когда делаете то, что не обязаны делать, и делитесь своими знаниями, опытом или добротой. Вы можете обратиться к другим людям или предложить свою помощь, потому что заработали себе известность и репутацию — через эти незапланированные социальные взаимодействия, из которых раньше и состояли наши рабочие дни.

Кроме того, социальный капитал вообще важен для продуктивной работы и сотрудников, и организации. Благодаря ему происходит обмен знаниями и информацией, возникают новые идеи, снижаются показатели прогулов и оттока кадров и улучшаются результаты организации. Однако переход на удаленную работу изменил ситуацию с социальным капиталом в компаниях — и, возможно, не в лучшую сторону. Сотрудники жалуются, что совещаний становится все больше, но чувствуют они себя при этом все более изолированными от коллектива.

Несколько команд в Microsoft (в том числе мы) провели более 50 исследований, чтобы понять, что изменилось в работе с начала 2020 года. Одно из этих исследований — ежегодный Индекс рабочих тенденций Microsoft. Он включает анализ нескольких триллионов маркеров продуктивности (таких как электронные письма, совещания, сообщения и посты) в пользовательской базе Microsoft и LinkedIn. Кроме того, в него входит опрос более чем 30 тыс. сотрудников из 31 страны мира.

Одно из самых больших и неприятных изменений, которое выявили эти исследования, заключается в том, что год полностью удаленной работы сильно ударил по связям между коллегами — главной основе социального капитала. Многие сообщают, что чувствуют себя отрезанными от коллектива. Изучив анонимизированные данные по миллиардам писем в Outlook и встреч в Microsoft Teams, мы увидели четкую тенденцию: из-за перехода на удаленную работу у людей сужается круг общения.

В начале пандемии объем взаимодействий в ближайшем окружении увеличился, а контактов за его пределами стало меньше. Когда был объявлен локдаун, люди общались в основном с теми, кого привыкли видеть регулярно, а более слабые связи отошли на второй план. Попросту говоря, разобщенность между подразделениями стала сильнее, чем до пандемии. И хотя люди по-прежнему много общаются с ближайшим кругом, теперь, через год, мы видим, что даже эти тесные контакты начинают ослабевать.

Чаты Microsoft Teams показывают схожую тенденцию. С апреля 2020 по февраль 2021 года число людей, пользовавшихся в Teams каналами (в которых должна общаться вся команда), снизилось на 5%. И напротив, число пользователей маленьких групповых чатов и личных сообщений повысилось на 87%.

Тесные рабочие отношения важны по многим причинам, и Индекс рабочих тенденций указывает на несколько из этих причин. По данным опроса, крепкие отношения на рабочем месте влияют на два фактора, от которых напрямую зависит прибыль: продуктивность и инновации. Сотрудники, которые говорят, что чувствуют себя продуктивными, в среднем чаще называют отношения в своем коллективе крепкими. Как правило, они чувствуют себя частью коллектива. И напротив, те, кто говорят, что стали за этот год меньше контактировать с коллегами, реже показывают хорошие результаты в том, что касается стратегического мышления, совместной работы, коллективных мозговых штурмов или выдвижения инновационных идей (то есть необходимых составляющих инноваций).

Исследование также показало, что молодые сотрудники и сотрудники, пришедшие в компанию недавно, могут переживать социальную изоляцию острее. За прошлый год новичкам стало сложнее входить в рабочий ритм, ведь никто не вводит их в курс дела, не учит и не знакомится с ними, как в прошлые годы. По данным опроса, они считают, что контактов с командой и возможностей общаться с руководителями у них меньше, чем у тех, кто работает в компании дольше. Кроме того, согласно опросу, сотрудникам в возрасте 18—25 лет сложнее войти в работу или проникнуться ей, высказываться на совещаниях и предлагать новые идеи, чем представителям более старших поколений.

Методология

Для анализа, описанного в этой статье, было использовано в сумме 122 млрд взаимодействий по электронной почте и 2,3 млрд совещаний в Microsoft Teams и Outlook в разных отраслях и странах с 1 января 2019 по 31 января 2021 года. Перед тем как анализировать данные и включать их в отчет, мы удалили из них всю личную информацию и идентифицирующие признаки, по которым можно было бы узнать компанию. Мы никогда не используем контент наших клиентов — например, информацию из писем, чатов, документов или с заседаний. Опрос в рамках исследования Индекса рабочих тенденций был проведен независимой исследовательской фирмой Edelman Data x Intelligence. В нем приняли участие более 31 тыс. сотрудников, работающих полный рабочий день, и самозанятых из 31 страны в период с 12 января 2021 по 25 января 2021 года.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте