Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мощный двигатель экономики

Антонио Ньето-Родригес
Фото: Joerg Glaescher/laif/Redux

Проекты постепенно, но неумолимо потеснили операции и стали новым «двигателем» современной экономики. Эти перемены назревали уже давно.

В XX веке операции (включающие управление организациями) создавали огромную ценность благодаря повышению эффективности и производительности. Но на протяжении большей части текущего столетия рост производительности в западной экономике практически остановился, несмотря на появление интернета, сокращение жизненного цикла продуктов и экспоненциальное развитие ИИ и робототехники.

В то же время с помощью проектов (изменяющих процессы организаций) компании достигают все лучших краткосрочных результатов, а также создают долгосрочные ценности. Это происходит благодаря более частым организационным изменениям, ускоренной разработке новых продуктов, быстрому внедрению прорывных технологий и т. д. И это глобальный феномен. В Германии, например, доля проектов в ВВП неуклонно росла, по крайней мере, с 2009 года и в 2019-м составила уже 41% от общего объема. Получить данные для других стран сложно, но в большей части западных экономик, скорее всего, доля проектов столь же велика, а в Китае и других передовых странах Азии этот процент, вероятно, еще выше: там работа на основе проектов давно является важным источником роста.

ИДЕЯ КОРОТКО

Ситуация
Проекты постепенно, но неумолимо потеснили операции и стали новым «двигателем» современной экономики. К 2027 году проектный менеджмент охватит уже около 88 млн сотрудников во всем мире, а стоимость проектно-ориентированной экономической деятельности достигнет $20 трлн.
Проблема
Несмотря на эти изменения, многие руководители до сих пор недооценивают проектный менеджмент. В итоге всего лишь 35% из реализованных проектов успешны — это означает, что мы теряем огромное количество времени, денег и возможностей.
Решение
Компаниям нужно пересмотреть свой подход и внедрить проектно-ориентированную организационную структуру, а также позаботиться о том, чтобы руководители могли поддерживать инициативы и обучать менеджеров современным методам проектного менеджмента.

И это только начало. В 2017 году Институт управления проектами предположил, что стоимость проектно-ориентированной экономической деятельности в мире вырастет с $12 трлн до $20 трлн в 2027 году, и тогда проектный менеджмент охватит около 88 млн сотрудников — такие оценки были сделаны до того, как страны начали тратить триллионы на восстановление после пандемии.

Дальновидные компании уже осознали организационные последствия этих перемен. «Скоро мы перестанем говорить о должностных обязанностях, — сказал мне один из руководителей IBM. — Останутся только роли в проектах». По мнению теоретика менеджмента Роджера Мартина, мы должны задуматься об этом уже сейчас: «Обычный офисный сотрудник считает, что постоянная работа с полной занятостью — его основная деятельность, а проекты — лишь дополнительная нагрузка. Хотя на самом деле все процессы организации, влияющие на принятие решений, следует рассматривать не иначе, как через призму проектов».

Некоторые компании уже перестраивают свою работу. В 2020 году Мохамед Алаббар, основатель и президент гигантской девелоперской компании Emaar в Дубае, объявил, что при переходе на проектный вид занятости фирма упразднила все традиционные должности, в том числе его собственную, и теперь сотрудники прикреплены не к подразделениям, а к конкретным проектам, над которыми они работают. Похожее решение приняло крупнейшее независимое рекламное агентство США Richards Group, отказавшись от почти всех уровней управления и названий должностей. Теперь компания относится к большинству своих сотрудников как к руководителям проектов.

Переход к проектной экономике будет иметь глубокие организационные и культурные последствия. Однако проблема заключается в том, что многие управленцы до сих пор не осознают ценности проектов и считают их напрасной тратой времени. Приведу в качестве примера типичное высказывание одного из руководителей на этот счет: «Если вам очень нужно, чтобы работа не была сделана, превратите ее в проект».

Возможно, что компании невысоко ценят проектный менеджмент, потому что его методы слишком сложны. Многие специалисты просто заполняют гору документов, и благодаря этому часто создается впечатление, что они в основном занимаются административными вопросами. Не видеть важность и потенциал проектов по этой причине — огромная ошибка. Если руководители игнорируют проектный менеджмент, запуск продукта идет медленнее, стратегические инициативы не приносят пользы, а трансформация компаний обречена на провал, что ставит будущее компании под удар.

Кроме того, управленцы часто не понимают, что проекты наполняют работу смыслом. Поведенческие и социальные науки показывают, что такой вид деятельности может особенно вдохновлять и мотивировать людей. Моменты, которыми они больше всего гордятся, почти всегда случаются в проектах, над которыми они работают, — в основном, в успешных; но часто даже в тех, которые оказываются неудачными.

Лидеры должны признать, что в проектной экономике их ключевая роль — это не только поддержка отдельных инициатив. На более высоком уровне они должны научиться четко определять стратегические проекты и видеть приоритетные направления. Руководителям необходимо выстроить в своих организациях проектно-ориентированную структуру и создать культуру сотрудничества и развития, распространяющуюся на все подразделения. Управленцам также следует позаботиться о том, чтобы все работники обладали навыками в области проектного менеджмента.

Я посвятил карьеру изучению и внедрению проектного менеджмента, поэтому обо всем этом могу рассказывать, опираясь на свой опыт. Я руководил программами в этой сфере в PwC, BNP Paribas Fortis и GlaxoSmithKline, возглавлял Институт управления проектами. Обучал тысячи руководителей, менеджеров и организаторов проектов в нескольких лучших бизнес-школах. В общем, я работал над проектами и рассматривал их со всех точек зрения — и уверен, что нам нужен более четкий, простой и всеобъемлющий подход к этому виду деятельности.

Ставки высоки. По данным исследовательской фирмы Standish Group, всего лишь около 35% проектов во всем мире являются успешными. Это невероятные показатели, ведь речь идет о десятках триллионов долларов и труде миллионов работников. Получается, что мы не только зря тратим на проекты 65% времени и вложенных денег, а еще организации и общество в целом лишаются ценности в триллионы долларов.

Мы способны на большее и должны действовать. В этой статье я представляю простую, но эффективную схему управления проектами, которая всем облегчит работу. Кроме того, перечислю шесть навыков, которые помогут достичь успеха в мире, ориентированном на проектную деятельность.

ОТ ОПЕРАЦИЙ К ПРОЕКТАМ

Компании, которые хотят стать успешными в эпоху перемен, должны найти баланс между использованием текущих возможностей и освоением новых навыков, то есть между операциями и проектами. Иными словами, им нужно одновременно фокусировать внимание на управлении фирмой и на ее изменении.

Об авторе

Антонио Ньето-Родригес (Antonio Nieto-Rodriguez) — ведущий эксперт в области управления проектами и стратегии, обладатель престижной награды «Идеи на практике» от рейтинга выдающихся мыслителей в области менеджмента и маркетинга Thinkers50. Автор книг «The Project Revolution» и «The Focused Organization».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте