Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Коровы против собак и другие идеи на все времена
Ованс АндреаВ каждом номере HBR — не меньше десятка таблиц, графиков и схем, передающих содержание статей визуальными средствами. Они преподносят информацию в наглядной форме, но при этом многие из них имеют смысл только в контексте определенной статьи. Однако порой диаграмма или схема настолько точно передают важную стратегическую идею, что становятся общепризнанными инструментами менеджмента: их изучают студенты МВА, ими пользуются руководители компаний. В 2012 году нашему журналу исполняется 90 лет. В преддверии этой даты мы решили покопаться в своих архивах и в других материалах, чтобы найти графические инструменты, изменившие подход к стратегическому планированию.
Матрица роста / доли рынка, или Матрица BCG
Созданная Boston Consulting Group в 1968 году, матрица отражает взаимосвязь между темпами роста рынка и долей рынка и позволяет анализировать состояние различных продуктов и видов деятельности компании. Этим инструментом пользуются, чтобы научить менеджеров доить «коров», вовремя прогонять «собак», инвестировать в «звезд» и оценивать риски и потенциальную прибыль от «вопросительных знаков».
Кривая опыта
Разработана Boston Consulting Group в 1966 году. Несмотря на внешнюю простоту, кривая точно передает идею о том, что компании получают конкурентное преимущество за счет эффекта масштаба: со временем они учатся снижать затраты, повышать производственные показатели и улучшать характеристики продуктов, дорабатывая их и используя более совершенные технологии.