Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Коровы против собак и другие идеи на все времена

Ованс Андреа

В каждом номере HBR — не меньше десятка таблиц, графиков и схем, передающих содержание статей визуальными средст­вами. Они преподносят информацию в наглядной форме, но при этом многие из них имеют смысл только в контексте определенной статьи. Однако порой диаграмма или схема настолько точно передают важную стратегическую идею, что становятся общеприз­нанными инструментами менеджмента: их изучают студенты МВА, ими пользуются руководители компаний. В 2012 году нашему журналу исполняется 90 лет. В преддверии этой даты мы решили покопаться в своих архивах и в других материалах, чтобы найти графические инструменты, изменившие подход к стратегическому планированию.

Матрица роста / доли рынка, или Матрица BCG

image

Источник: Walter Kiechel, The Lords of Strategy (Harvard Business Press, 2010).

Созданная Boston Consulting Group в 1968 году, ­матрица отражает взаимосвязь между темпами роста рынка и долей рынка и позволяет анализировать состояние различных продуктов и видов деятельности компании. Этим инструментом пользуются, чтобы научить менеджеров доить «коров», вовремя прогонять «собак», инвестировать в «звезд» и оценивать риски и потенциальную прибыль от «вопросительных знаков».

Кривая опыта

image

Источник: Walter Kiechel, The Lords of Strategy (Harvard Business Press, 2010).

Разработана Boston Consulting Group в 1966 году. Несмотря на внешнюю прос­тоту, кривая точно передает идею о том, что компании получают конкурентное преимущество за счет эффекта масштаба: со временем они учатся снижать затраты, повышать производственные показатели и улучшать характеристики продуктов, дорабатывая их и используя более совершенные технологии.

Пять сил конкуренции

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте