Управление изменениями

Как-то неудобно получается. Беседа с инженерным психологом Анатолием Костиным

Фалалеев Дмитрий

В 2006 году американский телеканал Military Channel назвал автомат Калашникова лучшим стрелковым оружием ХХ века. Военные и оружейники, участвовавшие в опросе, оценивали автомат по пяти параметрам: точность огня, боевая эффективность, надежность, оригинальность конструкции и удобство в использовании. То есть милитаристы поставили АК на первое место не только потому, что он надежнее легендарных «маузера» и «шмайсера», но и потому, что удобнее. Вообще-то это важный вывод: удобство для пользователей, интерфейс — больное место многих продуктов. Каждый хоть раз тщетно пытался настроить нужную опцию в почтовой программе или плутал по сайту банка, силясь выяснить эффективную ставку кредита. Статистика отказов от услуг из-за их неудобоваримости наверняка удручает. А ведь наука вот уже полвека придумывает, как делать технику удобной, исходя из желаний и потребностей человека. Это инженерная психология, и ее наработки пригодились бы создателям самых разных вещей — от бытовой техники до сайтов и программного обеспечения. Пригодились же они Михаилу Калашникову!

В конце 1970‑х — начале 1980‑х старший сотрудник института психологии РАН, доктор психологических наук Анатолий Костин разрабатывал оборудование для космонавтов, сейчас он проектирует интерфейсы компьютерных программ и сайтов. О том, почему в создании коммерческого продукта должен участвовать инженерный психолог, ученый рассказал старшему редактору «HBR — Россия» Дмитрию Фалалееву.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте