Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Семь верных способов потерпеть фиаско

Кэрролл Пол , Муи Чанка

Предприятие может понести огромные убытки в силу множества причин, и устранить их — не во власти самого предприятия. Ни у кого язык не повернулся бы винить американских авиаперевозчиков за то, что после 11 сентября 2001 года они на какое-то время отменили все полеты. Но изучив 750 самых громких коммерческих провалов, происшедших за последнюю четверть ХХ века, мы пришли к выводу, что почти половину из них можно было предотвратить. Чаще всего эти обидные фиаско случались не из-за неумелого исполнения стратегии, как любят уверять ученые мужи, а как раз из-за неправильных стратегий. Эти срывы — обесценивание крупных активов, закрытие неприбыльных направлений бизнеса, банкротства — приносили миллиардные убытки. Более того, если бы руководители компаний умели учиться на чужих ошибках, они избавили бы себя и своих инвесторов от больших неприятностей. В ходе своего исследования мы выявили семь стратегий, которые снова и снова приводили организации к краху, причем признаки их нежизнеспособности были очевидны с самого начала.

Взять хотя бы выход на смежные рынки. Очень часто оказывается, что на самом деле эти так называемые смежные рынки — совершенно другой бизнес. Компания Laidlaw, крупнейший в Америке оператор школьных автобусов и городского транспорта, в 1990-х годах вложила немалые деньги в создание соб­ственного парка машин «скорой помощи», решив, что с ее-то опытом в организации перевозок она, конечно же, преуспеет и здесь. Но вскоре выяснилось, что нужно встроиться в сложнейший и очень зарегулированный бизнес медицинского обслуживания, который не имеет никакого отношения к транспортным услугам. А это оказалось делом очень непростым. Laidlaw какое-то время помучилась, да и продала свое «скоропомощное» подразделение себе в убыток.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте