Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Урок истории для финансистов

Монтейро Нуно , Себаг-Монтефьоре Мэтью

image

Ужас и смятение, которые мы наблюдаем в сфере финансовых услуг, лишний раз показывают, насколько уязвимы в тяжелые времена даже крупные фирмы. И хотя 2008 год был богат на невиданные банкротства и потери, спады в финансовом секторе происходят регулярно и устоявшим компаниям полезно освежить в памяти уроки прошлого, прежде чем снова строить планы на будущее. Вместе с Ниалом Фергюсоном из Гарвардской школы бизнеса мы проанализировали семь экономических спадов, которые пришлись на последние 28 лет. Нас интересовало, как пережили их североамериканские и западноевропейские компании, занимающиеся банковской деятельностью, управлением активами, потребительскими финансами, страхованием, инвестициями и специализированными финансовыми услугами (всего было изучено 600 организаций). Наш основной вывод таков: нельзя ждать, пока грянет гром, и рассчитывать на свои мастерство и удачу. В благополучные периоды компании могут — и должны — принять меры предосторожности и уберечь себя и своих акционеров от катастрофических потерь. Мы посмотрели, как менялся показатель мультипликатора цена/прибыль во времена спадов, причем мы учитывали только статистически значимые тенденции. Выяснилось, что компании с большим числом держателей обыкновенных акций быстрее возвращают утраченные позиции, чем фирмы с ограниченным кругом крупных акционеров. Стратегические инвесторы обычно не продают свои акции. Поэтому чем больше акций компании находится в свободном обращении, тем эти бумаги ликвиднее и тем сильнее на них отражаются краткосрочные рыночные колебания. Плохие новости приводят к резкому падению котировок, хорошие — к быстрому росту. Еще мы выяснили, что у компаний, доля мелких акционеров которых на начало кризиса 2000 года была выше средней, мультипликатор цена/прибыль в 2003 году составил 105% от докризисного показателя, а у компаний, доля свободно обращавшихся акций которых была ниже средней, — лишь 96%. Урок очевиден: как бы ни было трудно, руководители должны стремиться сохранить независимость и не поддаваться соблазну продать компанию стратегическому инвестору. В противном случае организации будет труднее восстановиться после очередного спада. Поддерживать свободное обращение своих акций — далеко не единственный способ, с помощью которого компании финансового сектора могут пережить кризис. Вот еще несколько полезных советов: одними стоит воспользоваться до начала спада, другими — когда он уже разразился.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте