Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Инновационные державы: как стать членом клуба

Као Джон

В ХХ веке весь мир с изумлением смотрел, как в США инновации пеклись, словно блины, — одна за другой. Но времена меняются. Сейчас многие страны — от Сингапура до Финляндии и от Чили до Китая — считают инновации делом государственной важности и разрабатывают свои стратегии по их стимулированию. У них самые передовые системы образования, отточенная политика подготовки специалистов, они вкладывают деньги в масштабные проекты и быстро накапливают интеллектуальные и инфраструктурные активы. Что означает этот новый «инновационный мир» для компаний и для тех, кто их возглавляет? Теперь у руководителей есть возможность рассматривать разные государственные подходы к инновационной деятельности и примериваться к ним с точки зрения стратегических интересов своих организаций. В этой статье мы расскажем о целой палитре моделей инновационного развития, которых придерживаются разные страны, — у компаний есть из чего выбрать. Одни модели существуют в «чистом» виде — как центральный элемент государст­венной инновационной политики, другие — как ее составляющая. Работая напрямую в ­зарубежных странах с сильной стратегией развития инноваций — в динамичной среде, где много специалистов и других ресурсов, — открыв там исследовательскую лабораторию или отдел маркетинга, компании получают множество самых разных преимуществ. Например, в эпицентрах инноваций, таких как Хельсинки, Сингапур и Шанхай, высокотехнологичные стартапы могут воспользоваться кадрами, капиталом, законодательными льготами и налоговыми льготами по затратам на НИОКР и с самого начала обрести статус глобальных. Кроме того, компании могут выступить в роли «системных интеграторов», то есть из элементов моделей разных стран собрать собственную, которая лучше всего подходит к их стратегии. И это не просто слова: сейчас у корпоративных стратегов небывалый доселе, поистине вселенский, выбор методик и ресурсов, которые можно комбинировать как угодно, самыми неожиданными способами. Я называю это методом инновационного арбитража. Тот, кто пользуется им, выигрывает на различиях правовой среды, на стоимости профессионального труда, специальных услуг и прочих составляющих процесса создания инноваций.

Модель 1: Специализированное предприятие

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте