Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите эффективно учить сотрудников? Постройте образовательный маршрут

Джорджина Пик , Марк Зао-Сандерс
Фото: David Malan/Getty Images

В связи с последними изменениями на рынке труда, в особенности в условиях пандемии COVID-19, дефицит квалификации и навыков мировой рабочей силы быстро нарастает. В прошлом году эксперты Всемирного экономического форума подсчитали, что устранение этих пробелов может привести к росту ВВП на $6,5 трлн к 2030 году. В то же время мир перегружен обучающими материалами. Какой же способ лучше всего подходит, чтобы обеспечить ваших сотрудников именно тем контентом, который поможет им развить навыки, необходимые для устранения дефицита компетенций в вашей организации и достижения ею долгожданных коммерческих успехов?

Для большинства фирм ответ на этот вопрос — составить обучающий маршрут, то есть сформировать определенную последовательность образовательных ресурсов (часто — полученных из разных источников) для выработки необходимых навыков и поведенческих моделей. Корпоративные образовательные системы — платформы для обучения через обмен опытом (Learning Experience Platforms, LXP) и системы управления обучением (Learning Management Systems, LMS) — в работе с пользователем тоже опираются на принцип обучающего маршрута: научитесь этому и сможете делать то. На самом деле каждый раз, когда один сотрудник посылает другому какой-либо контент (по электронной почте или с помощью Slack, Microsoft Teams, LinkedIn), формируется неформальный образовательный маршрут. Курирование контента все чаще вытесняет предыдущий тренд на создание контента. Мы наблюдаем это не только в корпоративном мире. Лавина видеореакций на YouTube и TikTok — тоже проявление популярности курирования и добавочной ценности в массовой культуре.

Лучшие из образовательных маршрутов гармонично объединяют разносторонние материалы в единые, целостные, содержательные и познавательные циклы, которые помогают добиваться важных изменений в профессиональной и личной жизни. Худшие из них (встречающиеся гораздо чаще) добавляют мусора в и так уже засоренное море корпоративного контента и только запутывают и разочаровывают учащихся.

Курирование образовательных маршрутов — отчасти искусство, отчасти наука. Рассмотрим ниже, как формировать подобные ресурсы и как мотивировать людей отправляться в увлекательные познавательные путешествия, которые помогут им не только расширить горизонты, но и добиться большего в карьере.

Как выбрать направление?

Какие именно образовательные маршруты нужны вашей организации? Ориентирами могут послужить релевантные внутрикорпоративные данные: сведения о поисковых запросах, бизнес-приоритеты, материалы по анализу трендов и будущих потребностей в навыках, а также должностные инструкции. В дополнение к этим источникам побеседуйте с вашей целевой аудиторией и узнайте, какие пожелания высказывают сотрудники и какие трудности у них возникают. Продолжайте задавать вопросы, пока не дойдете до коренных причин этих трудностей. Предположим, что коллега сказал вам: «У меня не получаются презентации». Вместо того чтобы броситься создавать обучающий маршрут по оформлению презентаций или сторителлингу, копните глубже, чтобы понять, в чем заключается фундаментальная причина проблемы. Спросите: «Как вы готовитесь к презентациям?», или «Какие у вас ожидания по поводу презентаций?», или «Как вы себя чувствуете перед презентацией и во время нее?» Возможно, вы убедитесь, что коренные причины затруднений вашего коллеги — неуверенность в себе и установка на отсутствие изменений. Это поможет вам построить маршрут, который приведет его к цели. Некоторые из выявленных запросов и направлений с учетом срочности и полезности можно сделать приоритетными, чтобы скорее достичь максимального обучающего эффекта в команде.

В то же время постарайтесь не ограничиваться традиционным корпоративным мышлением: должность, выполняемые обязанности и должностные инструкции — это еще не все, люди гораздо многограннее и разнообразнее своих корпоративных отражений. Если искать идеи, как побудить кого-то учиться, только на основании должностной инструкции, большого успеха это не принесет. Попробуйте более свободный подход, который позволит вам зажечь воображение коллег. Имейте в виду, что название маршрута тоже важно. «Трудные переговоры», «Стойкость» и «Сотрудничество с коллегами» — хорошие варианты, которые вполне могут быть для вас актуальны. Но такие названия, как «Кризисные переговоры», «Как контролировать амигдалу» и «Как учитывать разные точки зрения», могут больше заинтересовать и воодушевить.

Эффективные маршруты

Разобрались в потребностях и интересах целевой аудитории? Теперь пора начать строить маршруты, которые будут им соответствовать. Для построения достойного маршрута нужно тщательно проработать его структуру и выбрать источники обучающих материалов.

Чтобы маршрут был полезным, его структура должна соответствовать его назначению. Вы четко понимаете цель маршрута? Для кого он? Какая у него задача — обучить, проинформировать, вдохновить или что-то еще? Можно ли расставить его части в логической последовательности, которая расскажет учащемуся историю, доступную его пониманию? Удалось ли вам составить правильный набор источников, в котором есть и интересный контент, чтобы привлечь внимание в начале курса, и материалы для углубленного изучения и закрепления полученных знаний? Эти элементы дополняют друг друга или некоторые из них создают ненужное дублирование? Соответствует ли общая длительность маршрута задачам адресатов и смыслу программы?

Об авторах

Джорджина Пик (Georgina Peake) — продакт-менеджер и специалист по анализу данных в Filtered. Специализируется на создании продуктов с применением технологий машинного обучения, помогающих потребителям и компаниям принимать решения на основе данных. Опубликовала исследование о генерировании объяснений для рекомендательных систем.

Марк Зао-Сандерс (Marc Zao-Sanders) — генеральный директор и сооснователь компании filtered.com, занимающейся консультированием и разработкой образовательных технологий и помогающей компаниям наращивать компетенции и продвигать изменения.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте