Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чтобы стать великой, компания должна побывать на краю гибели

Билл Тейлор

The Wall Street Journal недавно опубликовала увлекательную статью

о том, какие акции за последние тридцать лет росли динамичнее всего. И вот что удивительно: большинство историй успеха связано с малоизвестными компаниями из заурядных, порой просто скучных отраслей: это железные дороги, страхование, автоматизация обработки документации. Чемпионом с наибольшим отрывом — цена акций с 1985 года выросла на 197, 099%(!) — оказалась «темная лошадка» под названием Balchem Corp., изготовитель приправ и биодобавок к кормам для животных, а вовсе не Google или Disney.

А еще важнее в этом сюжете другой момент, из которого должны извлечь урок все компании, независимо от размеров и сферы деятельности: каждая из этих «звезд» за десятилетия своего длительного успеха по крайней мере однажды побывала на краю гибели. «Гибель» — это не два-три квартала замедленного роста или неудача с одним каким-то продуктом, а появление подрывных технологий или же катастрофически неудачное решение, поставившее под вопрос сам факт существования предприятия на рынке. Так, Balchem вложили серьезные деньги в новую технологию покрытия таблеток, и ей пришлось так долго ждать возврата по этим инвестициям, что за год акции компании рухнули аж на 53%. Тем не менее, «терпение, упорство и удача» превратили Balchem из обреченной фирмы в лидера.

Присмотревшись к тридцатилетней истории этих фирм, я припомнил, как двадцать лет тому назад, когда я работал в Fast Company, участвовал в подготовке одного мероприятия. Мы хотели осмыслить логику перемен и новые правила успеха, которые складывались у нас на глазах, и с этой целью провели конференцию с довольно провокационным названием «Как уничтожить успешную компанию?». Созвали отнюдь не интернет-гиков и не стартаперов, а топ-менеджеров и стратегов из больших, знаменитых компаний (Xerox, Levi Strauss, Roche, Citigroup), которые уже почуяли надвигающиеся радикальные перемены. Они хотели разобраться в их характере и переключиться на новый тип бизнес-моделей, принять новую эру технологий и коммуникаций, подняться на следующий уровень.

Читайте материал по теме: Перемены осуществляются не начальниками, а лидерами

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте