Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Крах республики: чему может научить история взлета и падения Венеции

Пьеро Формика

От редакции. 12 мая 1797 года прекратила свое существование Венецианская республика. О том, что общего у нее может быть с вашими компаниями, читайте в колонке нашего автора Пьеро Формика.

Большинство организаций были бы счастливы, если бы смогли просуществовать столько, сколько это удалось Венецианской республике. С 697 по 1797 год н.э. технологические успехи, географическое положение и нетрадиционное мышление были преимуществами, которые обеспечивали Светлейшей Республике процветание. Но когда перемены приходят внезапно, они могут превратить сильные стороны в слабые и свести на нет даже те успехи, которым больше тысячи лет.

Военные технологии и стратегическое важное местоположение города на пересечении основных торговых путей того времени дали Венеции несколько серьезных взаимодополняющих преимуществ. Арсенал, передовая фабрика флотского снаряжения, которая на несколько веков предвосхитила серийное производство, была сердцем венецианской военно-морской индустрии. Начиная с XIII века здесь взращивали творческий подход и стимулировали инновации и предприимчивость при строительстве судов.

Географическое положение города помогало ему защищаться как от сухопутных, так и от морских захватчиков. Это расположение – на нескольких островах в болотистом заливе – также принудило Венецию развивать по тем временам необычную торговую и ссудную экономику, поскольку земли, пригодной для сельского хозяйства, было слишком мало. Благодаря тому, что город находился в северной части Адриатики, он смог стать жизненно важным центром торговли, соединяющим восток с западом через Средиземное море.

Майкл Портер пишет, что конкурентное преимущество рождается из того, как «разные виды деятельности взаимно дополняют и укрепляют друг друга… создавая цепочку, которая прочна настолько, насколько прочно ее самое сильное звено». Это стратегическое соответствие присутствовало у Венецианской республики в избытке.

Но, как и многие успешные предприятия, Венеция достигла момента, когда она больше сосредоточилась на эксплуатации привычного, чем на поиске нового: венецианские купцы стали использовать уже существующие пути к успеху. Предприниматели решили не сходить с протоптанных троп. Оправдавшие себя практики и предпочтения стали более популярными, чем исследования и пытливый ум. Торговцы делали ставку на постепенное улучшение существующей технологии, сосредотачиваясь на эффективности и оптимизации. В своей решимости как можно быстрее увеличить свое состояние они все сильнее жали на газ вместо того, чтобы сменить курс движения.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте