Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Научитесь уважать своих сотрудников

Кристин Порат

Основываясь на совместном опыте и исследованиях, мы (Дуглас, бывший глава Campbell Soup, и Кристин, профессор с 20-летним стажем изучения лидерства) выяснили, что лучший способ завоевать сердца и умы сотрудников, а также повысить доходы компании и ее партнеров — руководить с уважением к людям. Это означает признавать заслуги подчиненных, уметь внимательно слушать и ценить время других и давать им почувствовать свою значимость, прилагая к этому значительные усилия.

Для некоторых интуитивно понятно и очевидно, что такое «руководить с уважением». Однако на практике осуществить это сложно. Зачастую мы сталкиваемся с непрекращающимся потоком задач, проектов, проблем, писем, текстов, сложных ситуаций, из-за чего «теряем из вида» наших подчиненных.

И это печально, ведь если поставить уважение к людям во главу угла, можно многое выиграть. Доброжелательное отношение повышает производительность и креативность, позволяет вовремя обнаружить ошибки и принять меры к их устранению, а кроме того, борется с эмоциональным выгоранием. Но самое главное: сотрудники чувствуют, что их ценят.

Кристин провела опрос более чем 20 000 работников из разных стран, в ходе которого выяснилось, что благодаря уважению со стороны начальства подчиненные лучше себя чувствуют физически (на 56%), более удовлетворены своей работой (на 89%), лучше концентрируются и расставляют приоритеты (на 92%), больше ощущают свою значимость (на 26%) и интенсивнее трудятся (на 55%). Уважительное отношение оказывает на сотрудников более мощный эффект, чем другие проявления неотъемлемых лидерских качеств: умение признавать заслуги и ценить, вдохновлять и вести за собой, давать необходимую обратную связь. Оно оказалось даже важнее возможностей для получения опыта, карьерного роста и развития.

Исследование показывает, что подчиненным крайне важно чувствовать, что руководители их уважают. При этом большинство опрошенных отметило, что так происходит далеко не всегда.

Какая бы роль ни была отведена вам как лидеру в компании, вы можете начать восполнять эти пробелы, проявляя большее уважение при выполнении привычных рабочих задач. Например, можно сократить совещания, показав, что вы цените время своих людей, или написать краткие письма с личной благодарностью за хорошо выполненную работу. Однако, чтобы извлечь максимальную пользу, следует постоянно прилагать согласованные усилия. Уважительное отношение должно пронизывать все, что вы делаете, а не применяться от случая к случаю.

Как показывает наш опыт, для достижения успеха необходимо сделать три шага: 1) определить ожидания, 2) выработать способы их воплощения, 3) оценить и проявить инициативу по распространению уважительного отношения во всей организации и сделать это отношение нормой.

Определение ожиданий

Когда в 2001 году Дуг занял должность генерального директора Campbell Soup Company, компания потеряла половину своей рыночной стоимости, ее продажи падали, а персонал несколько раз столкнулся с сокращениями. Обстановка была столь неблагоприятной, что эксперт Института Гэллапа оценил степень вовлеченности сотрудников как «самую низкую из всех, что он встречал среди 500 крупнейших компаний по версии Fortune».

Чтобы избавиться от неблагополучной и непродуктивной атмосферы в компании, Дуг в первую очередь ясно определил свои ожидания и то, каким образом он будет формировать корпоративную культуру, основанную на уважении к людям. Вместе с командой топ-менеджеров он сразу же провозгласил кредо компании — «Обещание Campbell», которое гласило: «Campbell ценит людей. Люди ценят Campbell». Не случайно «Campbell ценит людей» стоит на первом месте. Дуг хотел донести до всех, что осознанно ставит человеческий капитал превыше всего.

Дуг также подкрепил это обещание состоящим из 10 пунктов обращением к высшему руководству, где четко изложил свои планы по управлению компанией. Центральное место было отведено честному и уважительному отношению к людям. Дуг выступил с обращением перед 350 руководителями на первой общей встрече в качестве генерального директора. Первый пункт звучал так: «Мы будем относиться к вам с уважением и достоинством». Этими словами он задал тон своим намерениям по преобразованию компании и дал понять руководителям, что важно в кратчайшие сроки начать применять подход, направленный на уважительное отношение.

Итак, ожидания были определены — и возник фундамент для создания ориентированной на результат корпоративной культуры, что стало ключевым моментом для преобразования компании.

Практические решения

Публичное объявление о применении направленного на уважительное отношение подхода и определение ожиданий имеет большое значение. Однако еще важнее воплотить это на практике.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте