Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мастера культуры: как антропология помогает управлять людьми

Даниэль Браун , Итске Крамер

От редакции. Как выстраивать эффективную корпоративную культуру? Как наладить взаимоотношения между сотрудниками и руководством? Чем находки ученых-антропологов могут быть полезны в управлении организационными изменениями? На эти и другие вопросы в своей книге «Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топ-менеджера», перевод которой выходит в издательстве «Альпина Паблишер», отвечают Даниэль Браун и Итске Крамер. Мы публикуем несколько фрагментов из главы «Отношения с лидерами и властью. Кто определяет, что происходит?», в которых авторы знакомят нас с несколькими «культурными играми» и на их примере демонстрируют различные виды взаимодействия культуры и власти.

Думая об организациях, вы также думаете об их лидерах, менеджерах и генеральных директорах. О секретах лидерства написано множество книг. Мы часто обращаемся к царству животных. Как животные распределяют власть? Кто ее получает? Кто получает уважение? Право на размножение? Конечно, антропологи предпочитают наблюдать за людьми, а не за животными. Мы спрашиваем, как люди выстраивают отношения с лидерами и властью в разных местах планеты. Изучая такие темы, мы применяем термин «формирование иерархии». Это тонкая игра, в которую члены групп играют друг с другом, чтобы определить, кто обладает влиянием, кто определяет, что происходит и что является нормой. Иначе говоря: кто укрепляет, меняет или создает культуру.

Культура как результат власти

Власть и культура играют друг с другом в обманчивую игру теней. С одной стороны культура — это продукт, результат власти. Правители, лидеры, неформальные лидеры или агенты изменений определяют, какое поведение, ритуалы, символы, ценности и обычаи важны, а какие — нет. Они определяют, что такое хорошо и плохо, нормально и ненормально. Если вы как генеральный директор компании считаете, что в пятницу после работы надо пообщаться в неформальной обстановке, все приходят. Когда в Средние века епископ обвинял женщину в том, что она ведьма, все соглашались, что это так. Тот, кому принадлежит власть, создает и формирует культуру. Культура может быть оружием.

Культура как источник власти

Если взглянуть с другой стороны, то культура — это источник власти. Любой может добиться власти или влияния, если будет следовать культурным правилам и олицетворять культурные ценности. Люди, умеющие играть по культурным правилам, часто занимают положение лидера. Тот, кто может объяснить волю предков жителям гаитянской деревни, практикующим вуду, станет популярным жрецом. Кандидату в президенты США очень важно быть экстравертом и вести себя соответствующим образом во время выступлений и дебатов, а в тайских лидерах ценится способность демонстрировать самоконтроль и внутреннюю силу. Если вы понимаете культурные игры, вы получаете власть.

ХОРОШИЙ ЛИДЕР ИСПОЛНЯЕТ ХАКУ

Давайте отправимся…

…в Новую Зеландию, где маори по-прежнему исполняют древний танец хаку — когда грустят и празднуют. Известная команда регби All Blacks танцует хаку перед каждой игрой, здоровые мускулистые игроки выглядят дико и устрашающе. Они напрягают мускулы, хлопают себя по бедрам, рукам и локтям. Они издают вопли и высовывают языки, дико закатывают глаза и пучат их так, что видны белки. Тому, кто видит этот танец впервые, он может показаться ужасающим, агрессивным, как будто танцорами овладел злой дух. Дети туристов иногда начинают плакать во время представления. Слишком страшно.

Хаку часто называют танцем войны. Это верно лишь отчасти. Бывает военная хака, называемая периперу. В ней исполнители бегут на врага, высоко подпрыгивают и делают выпады оружием — разогреваются перед реальной битвой. Но бывает хака и для приветствия друзей, хака, которую танцуют на похоронах, и хака для праздников. Команда All Black обычно танцует особый тип хаки, известный как ка-матэ.

Цель хаки во всех ее формах, — произвести впечатление, показать качества лидера, которые ценят маори: физическую силу и смелость. Исполнители изо всех сил демонстрируют, что их статус выше, чем у зрителей. (Исключением является танец-приветствие, в котором исполнители становятся на колени.)

Роль лидеров в организациях

Вопрос лидерства — сложный вопрос. С одной стороны, люди хотят, чтобы лидеры брали на себя ответственность и «вели войска вперед». Мы жалуемся на политических и бизнес-лидеров, демонстрирующих нехватку решительности и дальновидности. В то же время мы ожидаем от лидеров демократичности, проявлений сочувствия и определенной скромности. Высокомерие, алчность или диктаторское поведение обычно считаются неприемлемыми. Учитывая, насколько двойственны ожидания, неудивительно, что курсы, коучи и книги, обещающие раскрыть секреты лидерства, пользуются высоким спросом.

В разных культурах представления о наиболее эффективном стиле лидерства разнятся. В Азии желательным считается интровертированное поведение, в частности умение владеть собой. В США лидер добивается более высокого статуса, если он экстраверт, произносящий жизнеутверждающие, мотивирующие речи. В Нидерландах лидеры приобретают статус, не демонстрируя, что они лидеры. В любом случае лидерство требует проявления каких-либо признаков. Хака демонстрирует, как важны внешние символы, ритуалы и убедительный язык телодвижений, когда нужно завоевать людей.

В прекрасном фильме «Обезьяночеловек» (Ape Man), снятом для канала National Geographic, Питер Эллиот проводит эксперименты, связанные с лидерским поведением. Один из них — эксперимент с прыжками на тарзанке. Эллиот попросил половину испытуемых продемонстрировать «язык телодвижений, говорящий о высоком статусе», то есть поднимать вверх руки, стучать себя в грудь, подпрыгивать и издавать вопли — все это очень напоминает хаку. Вторую половину он попросил изобразить «язык телодвижений, говорящий о низком статусе»: сидеть согнувшись, прятать лицо, говорить запинаясь. Затем он предложил испытуемым прыгнуть с тарзанкой. Эллиот измерил время, необходимое каждому участнику, чтобы собраться с духом перед прыжком. Он заметил, что группа, настроившаяся на высокий статус, прыгала быстрее. В интервью после прыжка члены этой группы говорили, что им понравилось и они хотели бы прыгнуть снова. В отличие от них, группе, демонстрировавшей более низкий статус, требовалось больше времени для прыжка, и позже они говорили, что сильно нервничали.

Социальный психолог Эми Кадди также обнаружила в своем исследовании доказательства того, что язык телодвижений, ассоциируемый с высоким статусом, может помочь, когда вы стоите перед лицом трудного решения или выбора, играя роль лидера. Ее работа показывает, что, изменив позу, мы можем повлиять на то, как люди воспринимают нас, как мы взаимодействуем с ними и как выполняем свою работу. Мы можем даже изменить химические процессы, происходящие в нашем организме. Используя «позы силы», как называет их Кадди, то есть стараясь выглядеть уверенно, когда мы не чувствуем уверенности, мы влияем на уровень тестостерона и кортизола в мозге. Язык телодвижений значительно влияет на наше самоощущение и помогает завоевать место лидера в группе. Аналогично Эллиот обнаружил, что когда человек, демонстрирующий высокий статус, дает четкие инструкции и берет на себя инициативу в сложных ситуациях, его значимость как лидера растет.

Так что, лидерам нужно целыми днями орать и бить себя в грудь? Увольте. Но вам нужно соответствовать роли. Проявления лидерства зависят от культуры и конкретного человека. Одно остается неизменным: если вы лидер, вы должны вести себя как лидер — человек, готовый брать бразды правления в свои руки, служить на благо племени и способствовать росту других. Люди не воспринимают как лидеров тех, кто не соответствует их представлению о лидерах. Лидерам следует ощущать свой статус и играть по правилам. Когда человек занимает позицию лидера, но не играет свою роль, это смущает окружающих, ведет к неправильному поведению, распаду команд и разрушительному неформальному лидерству. Мы слишком часто сталкиваемся с подобными случаями в своей практике. Иногда лидер сбивает с толку команду беспринципным поведением и криком; ему не удается установить с ней связь, понять эмоции людей. Но чаще встречается проблема, когда лидер не ведет за собой — и для группы нет ничего опаснее. Когда лидеры говорят, что «просто хотят быть частью команды», это вызывает симпатию, но людям нужно другое. Таким лидерам требуется больше хаки в совете директоров.

Используя правильный с культурной точки зрения язык телодвижений, символы и ритуалы, лидер может выглядеть сильным и решительным, а также уязвимым, искренним и понимающим. Власть и любовь. Ка-матэ рассказывает прекрасную историю лидерства. Это рассказ о храбром мифическом лидере маори по имени Те Раупахара, читаемый ритмично и нараспев. Сбежав из вражеского племени, Те Раупахара все время повторяет «ка матэ, ка матэ» («Я умираю, я умираю»). В конце концов он добирается до дружественного племени, которое прячет его. Тогда Те Раупахара начинает повторять «ка ора, ка ора» («Жизнь, жизнь») и «Солнце снова сияет».

Ка матэ! Ка матэ! Ка ора! Ка ора!
(Эта смерть! Эта смерть! Эта жизнь! Эта жизнь!)

Ка матэ! Ка матэ! Ка ора! Ка ора!
(Эта смерть! Эта смерть! Эта жизнь! Эта жизнь!)

Тенеи те тангата пухуру хуру
(Смотрите! Вот стоит волосатый человек)

Нана неи и тики маи
(Который привел солнце)

Вакавити те ра
(И дал ему засиять)

А упа… нэ! Ка упа… нэ!
(Шаг вперед! Еще шаг вперед!)

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте