Управление изменениями

О российском мобильном телефоне, ГЛОНАСС и технологическом прорыве России

Андрей Свириденко

Сегодня многие госорганизации и приближенные к ним крупные частные компании заняты масштабным вопросом: разрабатывают стратегию развития российской электроники. Анонсируются крупные проекты. Например, недавно зеленоградский «Ангстрем» взял у Внешэкономбанка кредит в размере 815 млн евро, чтобы купить у AMD подержанную линию и построить завод 130-нанометровых микросхем. Чуть раньше о своих амбициозных планах объявил принадлежащий АФК «Система» концерн «Ситроникс». Компания уже инвестировала $200 млн в организацию производства 180-нм микросхем на заводе «Микрон» в том же Зеленограде, сборочную линию поставит STMicroelectronics. Еще $2 млрд потребуется на строительство нового завода «Ситроникса» для выпуска микросхем по технологии 65 нм, в этом проекте, как ожидается, примет участие государство. Параллельно «Ситроникс» создал совместное предприятие с китайской ZTE, которое займется производством мобильной электроники. А сколько времени и денег придется потратить на другие подобные проекты...

Еще в прессе мелькали высказывания ответственных государственных чиновников, которые собирались создавать свой, российский мобильный телефон. Так какова же инновационная стратегия России в области электроники? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что происходит на мировом рынке микроэлектроники. Большинство крупнейших производителей давно освоили 90-нм и, частично, 65-нм техпроцессы, а мировой лидер по выпуску процессоров Intel уже запустил производство чипов по технологии 45 нм. Близки к этому и главные конкуренты Intel — AMD, Texas Instruments, Samsung, Toshiba, NEC, TSMC и альянс под предводительством IBM, в который входят AMD, Chartered Semiconductor Manufacturing, Freescale Semiconductor, Infineon, Samsung и STMicroelectronics. Следующая вершина, к которой стремятся все ведущие производители чипов, — 32-нм. Понятно, что успех 32-нм технологии будет зависеть не только и не столько от интеллектуальных усилий разработчиков, сколько от их финансовой мощи: сумеет компания вложить в разработку и производство миллиарды долларов или нет.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте