Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вредные связи

Андрей Шипилов , Жюльен Клеман , Шарль Галюник
LAURA SCHNEIDER

Представьте, что вам надо набрать команду для важного проекта. На последнее свободное место есть два кандидата. Первый из них — Тесс. Она обладает не только соответствующим опытом, но и обширными рабочими контактами. Кажется, что она знает абсолютно все о будущих трендах, а коллеги восхищаются ее креативностью. Второй — Кирилл. Он компетентный работник с глубокими познаниями и отлично развитыми навыками, но не обладает такими связями Тесс. Вы можете выбрать лишь одного из них.

На первый взгляд, решение очевидно. Десятилетия исследований помогли объяснить, почему люди вроде Тесс чаще находят креативные решения: благодаря своим связям они воспринимают различные идеи, исходящие от групп людей, которые обычно не общаются друг с другом. Такие «агрегаторы информации» получают сведения от представителей различных профессиональных сообществ и творчески их компилируют. Определенно, они умеют извлекать преимущества из своих рабочих контактов. Но можно ли назвать такое сотрудничество взаимовыгодным? Получают ли те, кто работает с такими людьми, пользу от этого сотрудничества?

Чтобы ответить на вопрос, мы провели исследование факторов, предопределяющих успех (по объему зрительской аудитории) французских телевикторин вроде «Кто хочет стать миллионером» (адаптированная версия британской телепередачи). В общей сложности мы собрали данные по 171 игровому шоу, вышедшему во Франции в период с 1995 по 2012 годы.

Люди, занятые в этой индустрии, на протяжении всей своей карьеры обрастают профессиональными контактами во время работы над различными шоу. Однако, что важнее, со временем такие отношения подразделяются на различные «сообщества». Например, участники одного из них занимаются реалити-шоу, посвященными испытаниям физической выносливости участников, члены другого чаще имеют дело с высокоинтеллектуальными шоу, и т.д. Некоторые люди свободно перемещаются между профессиональными сообществами (как Тесс), в то время как остальные предпочитают общаться в основном с близкими по духу коллегами (как Кирилл).

Занимающиеся разработкой игровых шоу команды почти всегда возглавляют два человека, играющих максимально разные роли, — креативный директор и продюсер. Креативные директора сосредотачиваются на творческих аспектах шоу — им нужно вырабатывать идеи, чтобы сделать шоу уникальным. Продюсеры же координируют работу и несут ответственность за поддержание порядка — они гарантируют, что каждый выполнит свою работу. В рамках нашего исследования мы изучили, помогает ли передаче добиться успеха прием на работу над телевизионными шоу «агрегаторов» (наподобие Тесс). Также мы попытались выяснить, как конкретно коммуникативные навыки таких топ-менеджеров влияют на их способность эффективно выполнять свою работу.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте