Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сила бэбибумеров: как сделать возрастных сотрудников преимуществом для бизнеса

Иан Коулберн
Фото: Miles Storey / Unsplash

В исследовании «Старение рабочей силы как новый источник кадров для финансового сектора», проведенном Deloitte Insights, рассматривается вопрос преодоления кадрового дефицита с помощью поколения X. В большинстве финансовых институтов по всему миру наблюдаются две масштабные тенденции: значительный дефицит квалифицированных специалистов и быстрый рост числа бэби-бумеров, продолжающих работать или желающих вернуться на работу после выхода на пенсию. По мнению авторов исследования, обе тенденции можно грамотно объединить, в результате чего вторая из них уравновесит первую.

Для финансовых компаний в России вопрос возвращения пожилых людей на прежнее рабочее место гипотетически представляет не меньший интерес, хотя реальных примеров в российской практике пока еще мало. Сегодня финансовые институты экспериментируют с различными социальными группами, пытаясь найти оптимальный способ наладить оперативный приток кадровых ресурсов и развить их навыки.

Ряд российских банков и прочих компаний финансового сектора привлекает пенсионеров и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, для работы с клиентами, удаленной поддержки клиентов, а иногда и для дистанционных продаж.

В настоящий момент бизнес-модели российских финансовых фирм претерпевают значительную трансформацию. Финансовые, банковские и страховые услуги традиционного формата стали менее привлекательны для потребителей, а потому менее востребованы. Компании пытаются развивать высокотехнологичные сервисы, создавать альянсы, приобретать технологические стартапы, компании, специализирующиеся на анализе больших данных, поисковые системы и т. д.

В связи с этим организации финансового сектора конкурируют между собой за новое поколение ИТ-специалистов, имеющих навыки работы с цифровыми технологиями. Говоря о новом «цифровом» поколении, мы прежде всего имеем в виду представителей поколений Y и Z.

Вопрос в том, могут ли люди в возрасте старше 55 лет обладать необходимыми навыками и работать в финансовых компаниях принципиально нового формата? Ответ на этот вопрос, безусловно, положительный. Какова численность таких специалистов в России? Могут ли организации рассчитывать на этот ресурс и рассматривать его как важный компонент в структуре персонала?

Здесь есть нюанс. С момента появления Интернета прошло почти 30 лет. С момента его прихода в Россию ― 25 лет. Те, кому сегодня 55 лет или больше, к тому времени уже перешагнули 30-летний рубеж и получили высшее образование. Новые образовательные технологии никто из них еще не застал. Однако сегодня наиболее мотивированные, целеустремленные и любознательные представители старшего поколения освоили новые способы общения и навыки самостоятельной работы, благодаря чему многие из них участвуют во внедрении инноваций в своих компаниях или же создают высокотехнологичные стартапы. С другой стороны, нужно признать, что таких людей немного.

В современной России цифровизация пока идет неравномерными темпами. Многие компании, в том числе финансовые, до сих пор используют ручной труд даже для рутинных операций и могут только мечтать о привлечении сотрудников с цифровыми навыками.

Как уже отмечалось выше, в этом отношении пожилые люди воспринимаются скорее как вспомогательный ресурс, который можно задействовать для разовых операций или второстепенных функций (обслуживание клиентов, административные задачи, иногда — передача знаний). Последний пункт в первую очередь касается пожилых сотрудников с большим стажем работы в компании или бывших сотрудников, которые хорошо разбираются в специфике бизнеса компании, ее корпоративной культуре и т. д. Если же организации нацелены на прорыв и быстрое развитие новых технологий, они чаще отдают предпочтение молодым кандидатам.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте