Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Нужна ваша помощь»: как не утонуть в личных проблемах сотрудников

Клодиана Ланай , Реми Дженнингс
Фото: Chris Black/Getty Images

Представьте, что вы недавно были назначены на руководящую должность. Прошло несколько месяцев, и к вам подошел один из подчиненных. Вы сразу не поняли, чего он хочет, но из разговора стало ясно, что речь о личном. У него на попечении пожилые родители, ему приходится очень трудно и больно видеть, что их здоровье ухудшается. Он не знает, как справиться с ситуацией и чем еще им помочь. «Можете мне что-нибудь посоветовать?» — спрашивает он с явно расстроенным видом.

Как бы вы почувствовали себя в подобной ситуации? Наше исследование показывает, что, скорее всего, вы были бы подавлены, расстроены и встревожены — и не очень вовлечены в работу в этот день.

Руководителям приходится регулярно помогать подчиненным решать личные проблемы. Исследования показывают, что в некоторых отраслях подобным просьбам со стороны подчиненных приходится уделять до 2,5 часов в неделю. Вопросы, с которыми они обращаются, касаются самых разных ситуаций — от проблем в семье до психического здоровья и ухода за детьми.

Учитывая, сколько времени большинство из нас проводят на работе, неудивительно, что сотрудники время от времени беседуют на личные темы с руководителями. И чаще именно с ними, а не с коллегами, так как многие считают, что начальники должны помогать в решении эмоциональных проблем на работе. Однако удивительно, как мало нам известно о том, как подобные просьбы влияют на настроение и производительность руководителей.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы провели долгосрочное исследование среди управленцев и их прямых подчиненных. Недавно мы опубликовали результаты этого исследования в Journal of Applied Psychology. Ежедневно в течение трех рабочих недель подряд мы опрашивали 43 руководителей среднего и высшего звена и до пяти их подчиненных. Руководителей просили отмечать свое настроение (хорошее или плохое) в начале и конце каждого рабочего дня. Кроме того, они сообщали, как часто им приходилось реагировать на просьбы о поддержке своих прямых подчиненных в течение дня. Мы сосредоточились на двух типах просьб: рабочих и личных. В конце каждого рабочего дня мы также просили до пяти сотрудников оценить вовлеченность руководителей в работу — насколько они были погружены в нее в тот день.

Выяснилось, что у начальников ухудшалось настроение в те дни, когда они помогали непосредственным подчиненным в решении личных проблем. Вероятно, это связано с тем, что часто подобные вопросы бывают сложными, вызывают беспокойство и даже тревогу. Они создают эмоциональное бремя: когда сотрудники делятся личными трудностями, руководители заражаются их эмоциями. Поскольку к работе это не относится, управленцам также может казаться, что просьбы о помощи дезорганизуют, что они неуместны, и это расстраивает еще больше.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте