Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Где взять нужные кадры, если на рынке их нет

Джейк Шварц , Сет Харрис
Фото: wildpixel/Getty Images

В обществе растет спрос на профессии, которые появились недавно или появятся в ближайшем будущем  — в таких сферах, как дизайн пользовательских интерфейсов, компьютерная безопасность, наука о данных. Кадрам и рынкам труда в целом сложно поспевать за новыми требованиями. Опрос, недавно проведенный Всемирным экономическим форумом, показал, что почти 80% глав международных компаний обеспокоены тем, смогут ли они найти сотрудников с необходимыми навыками.

Пока в ответ на эту тенденцию работодатели ведут войну за высококлассных специалистов, стараясь их перекупить или увести друг у друга, вместо того чтобы взращивать таланты внутри компании. В постоянной гонке за кандидатами на вакантные должности многие фирмы охотно тратят миллиарды на то, чтобы нанять или переманить к себе работников, но неохотно инвестируют в обучение действующих сотрудников, равно как и новых претендентов без необходимых навыков — возможно, из страха, что новообученных специалистов мигом уведут к себе внезапно заинтересовавшиеся конкуренты. Сумма, которую тратит компания на одного сотрудника (в среднем около $1 тыс. в год), составляет лишь малую долю расходов на наем (которая, по большинству оценок, составляет около $4 тыс.). И хотя за последние пять лет общая сумма денег, потраченных работодателями на обучение сотрудников, выросла, в 2018 году крупные компании в действительности затратили меньше средств на обучение каждого отдельного сотрудника, чем годом ранее. А согласно опросу, который мы недавно провели, 70% работодателей расторгли договоры с кем-то из работников из-за введения новых технологий, либо планируют это сделать. Тем временем некоторые компании, в том числе Netflix, заходят еще дальше — они заманивают к себе работников, предлагая им суммы вдвое больше, чем те получают на текущем месте работы.

Эти цифры отражают классическую трагедию общих ресурсов, которую работодатели только усугубляют: они все дальше заплывают в море перспективных сотрудников в поисках подготовленных кандидатов, хотя могли бы помогать имеющимся сотрудникам или представителям более молодых, недостаточно обеспеченных или недопредставленных групп работников развивать навыки, нужные для работы на должностях, которые появятся в ближайшем будущем.

Надо признать, что худший кошмар многих компаний может сбыться: работодатель вложится в перспективных сотрудников, после чего воспитанные им восходящие звезды переметнутся к конкурентам. Но мы склонны верить, что если бы больше руководителей компаний изменили свое отношение к ситуации, то установился бы благоприятный круговорот: сегодняшние «доноры талантов» назавтра получили бы пользу от подготовки работников, которую обеспечили их конкуренты. К тому же исследования показывают, что сами сотрудники хотят и могут обучаться (и оставаться) в той организации, где работают сейчас.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте