Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что у сотрудников на языке

Амир Голдберг , Мэтью Корритор , Самир Б. Шривастава
Фото: Jean-Pierre Attal

Корпоративная культура может быть залогом успеха компании или ее провала. Тем досаднее, что столь несовершенны средства ее оценки — опросы сотрудников и анкеты. Отзывы самих работников не вполне достоверны — слишком часто их поведение расходится с заявлениями. Кроме того, опросы дают статические или в лучшем случае периодические срезы, а организация меняется постоянно. На объективность влияет и позиция исследователей, зачастую полагающих, что все многообразие культур можно свести к нескольким основным типам.

Мы разработали и применили новую методику измерения уровня организационной культуры. Проанализировав огромные массивы электронной переписки, сообщений электронной почты, корпоративного мессенджера Slack и отзывов на сайте Glassdoor, мы вычленили из нее повсеместно встречающиеся «электронные следы» корпоративной культуры. Изучая язык таких текстов, мы можем определить, как культура предприятия влияет на мышление и поведение ее работников.

В рамках одного проекта два автора статьи в партнерстве с ИТ-компанией среднего размера оценили культурную совместимость между работниками организации на основе сходства стиля переписки в электронной почте компании.

В другом эксперименте двое наших коллег проанализировали содержание внутренней переписки в мессенджере Slack среди почти 120 групп разработчиков ПО. Мы смотрели на смысловое наполнение, многообразие выраженных мыслей и идей, а затем определили, идут ли различия на пользу или во вред работе команды. Кроме этого, совместно с веб-сайтом Glassdoor, на котором работники оценивают своих работодателей, мы провели анализ анонимных отзывов, чтобы понять, как культурное разнообразие влияет на эффективность и инновационность организации.

Бурное развитие коммуникаций, оставляющих цифровой след, таких как электронная почта и Slack, и появление быстрых, дешевых и простых методов обработки текста заложили фундамент для новых способов исследования культур. Используемый нами компьютерно­лингвистический подход бросает вызов сложившимся представлениям о кадровой аналитике и открывает перед управленцами принципиально новые способы использования культуры в качестве стратегического ресурса. Мы верим, что, если обеспечить конфиденциальность данных о сотрудниках и минимизировать ошибки алгоритма, наша методика сулит большие перспективы менеджерам, которые ищут решения для своих проблем в сфере корпоративной культуры.

Исследование

Что лучше для команды: единая культура или совмещение различных, каким-то образом приспособившихся друг к другу? Именно на этот вопрос мы старались ответить в своих последних проектах, рассмотрев плюсы и минусы идеального «вписывания» сотрудников в культурную парадигму организации, культурное разнообразие, а также связь между уровнем культурных различий и эффективностью. Давайте остановимся на каждом из этих аспектов.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте