Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как оставаться лидером, когда все работают из дома

Вартан Диланян
Фото: Allie Smith / Unsplash

Эпидемия Covid-2019 за считаные дни полностью изменила работу тысяч компаний. Многим руководителям пришлось перейти на удаленный режим, и это далось непросто — управлять процессами и нести ответственность за благополучие сотрудников в такой ситуации особенно сложно. Как действовать лидеру, чтобы сохранить командный дух и эффективность работы?

Как показывает исследование, проведенное Accenture среди 15 тыс. сотрудников в 10 странах, коллективу нужна поддержка руководства сразу на трех уровнях. На базовом уровне — физические потребности: в условиях кризиса люди хотят быть в безопасности. На среднем уровне — психологическое состояние: людям сложно переключиться на новый формат (дома непросто выдерживать рабочие часы, часто не хватает самодисциплины, а многим нужно ухаживать за детьми и пожилыми родственниками). Вершина «пирамиды» — потребность в общении и связь с общим делом: сотрудникам необходимо чувствовать причастность к тем задачам, которые решает бизнес.

Единого сценария, который поможет, нет. Но есть несколько правил, которые позволят пройти период адаптации и сохранить эффективность даже при дистанционной работе.

1. Создайте «оперативный штаб» из топ-менеджеров

Переход в дистанционный формат должен стать нормальной процедурой, которую можно практиковать и в будущем. Поэтому обновите политики компании по всем важнейшим пунктам: поездки (которые станут возможны после завершения режима самоизоляции), форматы и часы работы, инструменты для дистанционной связи, отпуска и т.д. Это первый шаг.

Далее необходимо проработать и создать условия, которые смягчат физическое и психологическое воздействие кризиса на сотрудников, например, по таким вопросам как поддержка в уходе за детьми или пожилыми родственниками. Расскажите людям, как лучше обустроить домашний офис, обучите работе с новыми программами и технологиями, организуйте технологическую инфраструктуру. Все эти вопросы как раз должен решать специальный штаб, состоящий из высшего руководства компании и необходимых специалистов.

2. Забудьте про иерархию

Если вы еще не привыкли работать в «гибких» командах — самое время начать. Просто доверьтесь своему коллективу: дайте возможность сотрудникам работать с клиентами удобным им действенным способом, а менеджерам принимать самостоятельные решения. Именно в это время есть смысл сократить «дистанцию до руководства». Снизьте градус формальности, используйте чаты или коммуникацию «один на один» для обсуждения возникающих проблем.

3. Распространяйте ценности компании на все, что делаете

Во время карантина людям особенно нужно чувство локтя. Ничто не так не поддерживает ощущение единства, как следование общим целям. А это значит, что ценности вашей компании должны считываться в каждом действии сотрудника или руководителя: зачем они делают именно это, почему именно сейчас? Доносите до коллектива и ваши собственные ценности, пусть они станут голосом вашего бизнеса. Разговаривая с командой, отдавайте предпочтение словам, в которых слышится эмоциональная поддержка: она очень важна для поддержания здорового климата.

4. Живые истории лучше сухих цифр

Сегодня компании собирают огромные объемы данных, показателей и прогнозов. Но людям нужны реальные, живые истории. Сотрудникам очень важно видеть, что рядом с ними — опытный, спокойный и уверенный лидер. Не закидывайте коллектив письмами, не мучайте обилием совещаний, новыми директивами и отчетами. Лучше расскажите о том, как справляются с ситуацией их коллеги.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте