Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать бизнесу с удаленной работой после пандемии

Джош Сушкевич , Марк Джонсон
Иллюстрация: Catherine MacBridge/Stocksy

Марк Цукерберг не так давно поделился своими планами по поводу дальнейшего использования удаленной работы в Facebook*. Он пообещал, что к 2030 году как минимум половина из 50 тыс. сотрудников компании будет работать из дома. «В использовании удаленной работы мы собираемся опередить все компании нашего масштаба», — заявил он в последующем интервью. За несколько дней до этого Джек Дорси объявил, что сотрудники Twitter и Square получат разрешение работать «именно там, где они ощущают себя наиболее творческими и работоспособными, <...> даже после того как офисы снова начнут открываться».

Эти ведущие технологические компании потратили немало времени на строительство в высшей степени благоустроенных кампусов, максимально удобных для взаимодействия талантов и идей, чтобы соблазнить своих сотрудников проводить в офисе как можно больше времени. COVID-19 показал им, что их персонал может быть не менее (а в некоторых случаях — и более) работоспособным, оставаясь дома. И это справедливо не только для ИТ. Управленцы из традиционных отраслей, по несколько дней или недель проводящие в разъездах, обнаруживают, что достойно проведенное совещание в Zoom может быть не менее эффективным, чем очное, а организовать его намного проще (и дешевле). 

Окажется ли новая штаб-квартира Apple — так называемый «Космический корабль», на который потрачено $5 млрд, бесполезной? Покинет ли Google свой Гуглплекс? Опустеют ли офисы корпораций? Сократят ли они свое физическое присутствие в мире? Генеральный директор Microsoft Сатья Наделла не уверен в этом. Полный отказ от офисной работы ради удаленной — это «замена одной догмы на другую», объяснил он в интервью The New York Times.  «Мне кажется, в частности, что мы, возможно, сжигаем часть социального капитала, который накопили на этапе, когда мы все работали удаленно. Чем это измерить?» — задается вопросом Наделла.

Мы подозреваем, что через десять лет прогнозы Twitter и Facebook* относительно использования удаленной работы не вполне оправдаются, однако они будут применять удаленку гораздо активнее, чем могли себе представить в начале 2020 года. Однако важно не то, чьи прогнозы подтвердятся или будут опровергнуты (никто из нас не пророк), а достаточно ли глубоко эти лидеры продумали, какой новой рабочей парадигмы они хотят добиться, и сумеют ли они спроектировать и построить системы, которые позволят им достичь своих целей.

Удаленка помогает им выкарабкаться из текущего кризиса, но чего они от нее хотят в долгосрочной перспективе? Более высокой производительности? Экономии на офисах, командировках, а также зарплате сотрудников, живущих в регионах с более низкими ценами? Повышения боевого духа и уменьшения текучести кадров?

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте