Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если сотрудник потерял интерес к работе

Ребекка Найт
Фото: master1305/Getty Images

Неприятно, когда ваш подчиненный теряет мотивацию. Иногда он начинает делать только необходимый минимум, а в других случаях проваливает важные дедлайны и ключевые проекты. Как разобраться, в чем дело? Как решить эту проблему, если она временная? Как быть, если она долгосрочная? Наконец, что нужно сделать, чтобы отсутствие мотивации у одного сотрудника не сказалось на других членах команды и не начало их раздражать?

Что говорят эксперты

По мнению Элис Бойес, бывшего клинического психолога и автора книги «The Healthy Mind Toolkit», существует множество факторов, из-за которых люди могут потерять мотивацию к работе. «Возможно, сотруднику кажется, что его игнорируют, и ему обидно, — отмечает Бойес. — Возможно, изменилась его сфера ответственности, и он чувствует себя не в своей тарелке. Может быть, что-то произошло в его личной жизни: он развелся, или, наоборот, у него только что родился ребенок, он не высыпается, и это влияет на его эффективность. В некоторых случаях человек и сам не понимает, как себя ведет». Вне зависимости от причины нужно постараться его поддержать, говорит Эллисон Римм — консультант, коуч и автор книги «The Joy of Strategy. A Business Plan for Life» (на русском языке — «Спланируй мечту. Пошаговая инструкция по достижению жизненных целей», изд. «Бомбора» — прим. ред.). По ее словам, ваша цель — ответить на вопрос: «Что стоит за этим отсутствием интереса? И что можно с ним сделать?» Вот несколько рекомендаций.

Собирайте информацию

Во-первых, говорит Бойес, нужно разобраться, с чем именно не справляется ваш сотрудник. Спросите себя: «Какие именно требования он не выполняет? Как именно он негативно влияет на организацию?» Важно также понять, откуда вы получили эту информацию, добавляет Римм: «Вы сами видите, что человек стал работать хуже? Или слышите об этом от других? Может быть, на него жалуются клиенты?» Подумайте также о сроках: «Проблема возникла в последнее время или качество работы ухудшается уже давно?»

Ответив на эти вопросы, вы поймете, как обсуждать эту проблему с подчиненным. «Вам нужны факты, — добавляет Римм. — Не стоит заводить разговор с сотрудником о его поведении, пока вы не можете показать, как он мешает другим». Кроме того, подумайте, почему он мог потерять энтузиазм. Конечно, причиной могут быть сложности в личной жизни, о которых вы ничего не знаете, но могут быть и прекрасно известные вам проблемы в компании. Проанализируйте свою корпоративную культуру и вспомните о сложностях, которые могут портить жизнь этому сотруднику.

Уточните, какие у вас есть ресурсы

Перед тем как поднимать эту тему в разговоре с подчиненным, Бойес рекомендует узнать, какие в организации есть ресурсы для таких ситуаций. «Должны быть какие-то процессы и механизмы, — говорит она. — Отдельные менеджеры не должны придумывать решения на ходу». Узнайте, какие у вас есть средства поддержки, в том числе планы помощи работникам, оздоровительные и HR-программы, обучающие курсы. Вооружившись этой информацией, вы будете готовы искать решения вместе с сотрудником.

Выражайте сочувствие

Когда придет время честно и прямо поговорить с подчиненным, будьте к нему добры. «Проявите искреннюю заботу и интерес к собеседнику как к человеку», — говорит Римм. Задавайте вопросы. «Ваша задача — не обвинять человека и не писать докладные, а понять, что происходит, — поясняет она. — Покажите, что вы искренне хотите поддержать его, какие бы обстоятельства ему ни мешали». Слушайте и выражайте сочувствие. Установите доверие, показав, что заботитесь о его интересах.

Предложите персональную поддержку

Поняв источник проблемы, вы вместе с подчиненным сможете найти ее решение, говорит Римм. Спросите, как вы можете ему помочь. Решения будут разными в зависимости от причины отстраненности вашего сотрудника. Например:

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте