Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Великое увольнение: почему сотрудники уходят все чаще

Иэн Кук
Фото: Nick Dolding/Getty Images

Согласно данным Бюро статистики труда США, в июле 2021 года уволились 4 млн американцев. Число увольнений достигло пика в апреле и оставалось аномально высоким в последние несколько месяцев. В конце июля насчитывалось рекордное число открытых вакансий — 10,9 млн. Как же работодателям удержать своих сотрудников в свете этой тенденции?

Чтобы решить проблемы, вызвавшие эти невероятные цифры, сначала нужно понять, кто именно за ними стоит. Для этого моя команда провела подробный анализ документов более чем о 9 млн сотрудников из 4 тыс. компаний со всего мира — из самых разных отраслей, с разными обязанностями и разным опытом. Мы выявили две основные тенденции.

1. Чаще всего увольняются сотрудники на среднем этапе карьеры

Число увольнений особенно сильно выросло среди сотрудников в возрасте от 30 до 45 лет (в среднем более чем на 20% по сравнению с 2020 годом). Обычно легче всего меняют работу молодые люди, но наше исследование показало, что за последний год сотрудники 20—25 лет стали увольняться реже. Вероятно, дело в сочетании факторов: повышенной финансовой неопределенности и снижении спроса на специалистов начального уровня. Интересно, что в группе 60—70 лет процент уволившихся тоже упал, а в группах 25—30 и 45+ лет он вырос, но не столь существенно, как в группе 30—45 лет.

Есть несколько возможных причин, почему число увольнений особенно выросло именно в средней категории. Во-первых, работодатели могли понять, что при переходе на удаленную работу нанимать людей с небольшим опытом — это большой риск, особенно ввиду того, что их не получится очно обучать и направлять. Поэтому мог вырасти спрос на сотрудников на среднем этапе карьеры, и они получили больше возможностей для смены работы.

Возможно также, что многие из сотрудников среднего уровня давно хотели сменить работу, но не уходили из-за пандемии и неопределенности. Иными словами, бум последних месяцев может оказаться просто накопившимся эффектом за год с лишним.

И, конечно, сотрудники могли просто дойти до переломной точки и после многих месяцев огромных объемов работы, отсутствия найма и прочих тягот пересмотреть свои профессиональные и жизненные цели.

2. Активнее всего увольняются люди в технологичном секторе и сфере здравоохранения

Кроме того, мы обнаружили, что в разных отраслях доля увольнений тоже сильно различается. В таких сферах, как производство или финансы, она даже несколько снизилась, но в здравоохранении уволилось на 3,6% больше сотрудников, чем в прошлом году, а в технологичном секторе — на 4,5% больше. В целом мы обнаружили, что активнее всего люди увольнялись в тех сферах, где они могли столкнуться с огромным ростом объема задач из-за пандемии, что вело к повышению рабочей нагрузки и выгоранию.

Чтобы удержать сотрудников, работодатели должны положиться на данные

Эти тенденции подчеркивают важность данных в решении проблем — нужно не просто определить, сколько людей увольняется, а увидеть, для кого риск увольнения максимален, и понять, почему они увольняются и как это можно предотвратить. Детали во всех компаниях будут выглядеть по-своему. Но есть три шага, которые могут помочь любому работодателю эффективнее использовать данные и улучшить удержание сотрудников.

1. Количественно оцените проблему

Чтобы определить причины текучести кадров, нужно измерить масштаб проблемы и ее последствий. Сначала рассчитайте уровень удержания по следующей формуле:

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте