Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Уроки пиратов XVII века

Хаягрива Рао

Причины дорогостоящих кадровых ошибок зачастую обнаруживаются на ранней стадии подбора персонала — при составлении должностных инструкций. Руководители часто включают в них противоречащие друг другу требования, не думая, как это повлияет на состав соискателей и как нанятый сотрудник будет распределять свое рабочее время.

Обратимся к темным страницам истории: XVII век — зенит славы капитанов Моргана и Кидда. Как бы вы определили должностные обязанности капитана пиратского судна тех времен? Когда я задавал этот вопрос студентам бизнес-школ и руководителям компаний, они сводили воедино две разные функции: предводительскую — ответственность за стратегические задачи (постановка целей, руководство сражениями, заключение союзов для создания флота) и попечительскую — ответственность за операционные задачи (распределение оружия, урегулирование конфликтов, наказание нарушителей, дележ добычи, организация ухода за больными).

Мои студенты составили бы неправильные должностные инструкции. Если на одного человека возложить и предводительскую, и попечительскую функции, это приведет к проблемам. Люди, легко справляющиеся с обеими ролями, — редкость: работа предводителя требует готовности к риску и предпринимательской жилки, а попечителя — добросовестности и упорства. Если бы великому предводителю или попечителю предложили взять на себя обе задачи, они бы отказались. Блестящему военачальнику едва ли хватит терпения утрясать вопросы при распределении ресурсов. А умелого управляющего напугает перспектива встать во главе войска.

Если должность предполагает выполнение противоречащих друг другу функций, человек отдаст предпочтение не сложным и ответственным задачам, а легким и поддающимся контролю. Не склонный к риску капитан займется делами попечителя. А если обязанности предводителя окажутся более простыми, он переключится на них.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте