Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мы и они

Хальворсон Джордж

Человек — существо социальное, склонное объединяться в группы. Мы структурируем мир, проводя четкую границу между «мы» и «они», и наше отношение к людям зависит от того, к какой категории мы их относим. Манипулирование этим инстинктом — древнейший инструмент социального воздействия. Этот прием может оказаться эффективным и в бизнес-среде. Однако он также способен спровоцировать внутренние конфликты и отрезать группу от внешних контактов. Поэтому удивительно, как легкомысленно многие руководители относятся к этому инструменту.

В 1970-х социопсихолог Генри Тайфель разработал теорию социальной идентичности, согласно которой принадлежность к какому-либо коллективу оказывает значительное влияние на личность индивидуума. Тайфель провел ряд экспериментов, доказывающих, что при наличии минимального повода люди склонны ассоциировать себя с коллективом и оказывать его членам значительное предпочтение (а к остальным — относиться враждебно). В одном из экспериментов мальчиков попросили быстро выбрать, какая из двух картин — Клее или Кандинского — им больше нравится, и на этом основании разделиться на две группы. Мальчики сразу начали демонстрировать внутригрупповой фаворитизм — и дискриминировать своих оппонентов. Последующие исследования подтвердили, что чувство общности в рабочих коллективах укрепляет командный дух и стимулирует производительность труда.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте