Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Если коллега — гений

Браун-Сараcино Брук , Флинн Фрэнсис , Эльзбах Кимберли
JENNIFER MARAVILLAS

Недавно мы анализировали процесс создания нового продукта и обнаружили досадный сбой во взаимодействии между коллегами. Производитель игрушек решил выпустить к рождественским праздникам очередной хит. Один из наиболее талантливых разработчиков представил концепцию игры-автогонки, и присутствовавший на обсуждении маркетолог, назовем его Кайл, высказал свое мнение: «В игру нужно ввести персонажа». Поскольку у Кайла не было опыта креативных разработок, дизайнер с возмущением отверг его предложение. Однако маркетолог оказался прав. Спустя несколько недель отдел разработки признал, что прохожий («персонаж») действительно существенно оживил бы игру. К сожалению, было уже поздно: внедрение нового элемента отсрочило бы выпуск продукта и покупатели получили бы его уже после праздников. В итоге проект отложили в долгий ящик. Анализ динамики сотрудничества, предпринятый нами, показывает, что подобный сценарий весьма распространен. Людям вроде Кайла — не имеющим опыта в конкретной сфере, но готовым внести в дело ощутимый вклад — трудно влиять на работу коллег-креативщиков. Последние — в компаниях их немного, но они играют важную роль, разрабатывая новые игрушки, создавая рекламные тексты, проводя биотехнологические эксперименты или шлифуя банковскую аналитику, — зачастую с легкостью выдают идеи, но терпеть не могут принимать их от других. Не так давно мы провели ряд исследований, чтобы выявить причины этого явления и понять, как быть Кайлам всего мира. Нам удалось доказать, что проблема не в эгоизме, а в самоощущении. Значительный процент сотрудников, занимающихся творческой работой, считает себя гениями, «художниками» — и, если им кажется, что их статусу что-то угрожает, действуют неадекватно. Важно не запутаться в терминологии: мы говорим не о художниках из отдела дизайна и не о болезненно реагирующих на все капризулях (эти стереотипы мы как раз хотели бы развеять). Люди, позиционирующие себя как творческие, могут занимать самые разные должности, и их страсть к работе часто определяет инновационность и долгосрочный успех организации. Они отличаются от других «креативщиков» компании тем, что вкладывают в проекты всю душу. Осознание себя как творческого человека невероятно их вдохновляет и вызывает истинно гениальные прозрения — но, с другой стороны, мешает здраво реагировать на критику и воспринимать чужие идеи: в этом они порой видят для себя угрозу. Как же работать с такими людьми? Прежде всего, нужно получше узнать, как и на что они отзываются, а затем освоить четыре приема, благодаря которым «художники» выслушают и учтут ваши идеи.

Понять творческую душу

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте