Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Гибрид офиса и удаленки: пять правил успеха

Джеймс Стениер , Майкл Ли , Джесси Андерсон
Иллюстрация: ilbusca/Getty Images

Вызванный пандемией ажиотаж вокруг перехода на удаленку схлынул, но многие успели привыкнуть к удобству и гибкости этой формы деятельности и не хотят возвращаться в офис, тогда как работодатели настаивают на этом. Компромиссным решением часто становится гибридная модель — смешанный коллектив из офисных и удаленных сотрудников. Недавнее исследование McKinsey с участием 800 руководителей компаний указывает на то, что в будущем такой подход станет нормой. Опыт организаций, которые еще до пандемии функционировали в гибридном режиме, свидетельствует о том, что для этого отнюдь не достаточно просто назначить дни для работы в офисе или дома.

Гибридные коллективы преуспевают лишь тогда, когда ко всем сотрудникам относятся как к удаленным. Это значит, что все должны иметь одинаковый доступ к информации, людям, техническим средствам и возможность продуктивно работать независимо от местопребывания, будь то офис в Берлине, кофейня в Джакарте или спальня в Токио. Идея проста, но есть нюансы. Ее воплощение требует от руководства последовательных действий на пяти основных фронтах.

1. Переход к асинхронной коммуникации

Эффективную коммуникацию с распределенной сетью сотрудников, особенно если эта сеть глобальна, можно поддерживать лишь при условии, что каждый имеет равные возможности для участия в общении. Вот проверенные способы для достижения этой цели:

Целенаправленно переходите от синхронных форм общения к асинхронным. Команды, члены которых работают в разных временных поясах, должны использовать письменные средства коммуникации или аудио- и видеозапись. Возможно, придется заменить ваши ежедневные планерки короткими письменными сообщениями в чате или интерактивными документами, которые удобно обсуждать посредством комментариев. Если речь идет о выступлении CEO на общем собрании, можно предложить сотрудникам заранее прислать вопросы, а затем вместо прямого обращения подготовить и разослать его запись.

Используйте современные технологии для создания материалов, которыми можно поделиться после встречи в реальном времени. Иногда, чтобы обсудить сложный или срочный вопрос, необходим синхронный обмен мнениями. Однако сегодня в нашем распоряжении есть средства, которые упрощают создание и распространение относящихся к событию материалов: можно сохранить запись встречи в Zoom, вести и совместно редактировать протокол совещания в документе Google Docs, использовать автоматические расшифровки видеозвонков.

2. Формулировка четких правил коммуникации

При удаленной работе зачастую неясно, в какое время коллеги и менеджеры доступны в чате, а когда они заняты своими задачами или отдыхают в кругу семьи. Всегда есть риск потревожить человека и попасть в неловкое положение. Проблема, разумеется, не нова: одним из неоспоримых преимуществ работы в офисе всегда считалась возможность спонтанного взаимодействия, но в то же время внезапные вторжения коллег вызывают недовольство у тех, кто предпочитает работать с полным погружением и сосредоточенно.

Удаленная работа позволяет «перезагрузиться». Вот два совета, как это сделать:

Об авторах

Джеймс Стениер (James Stanier) — технический директор технологической компании Shopify, которая работает полностью удаленно. Его новая книга «Effective Remote Work» выйдет в издательстве The Pragmatic Bookshelf в 2022 году. Ранее он был первым вице-президентом по разработке в компании Brandwatch. Публиковался в журналах OneZero и Increment Magazine.

Майкл Ли (Michael Li) — CEO и основатель компании по подготовке и трудоустройству специалистов по анализу данных The Data Incubator (сегодня входит в состав образовательного консорциума Pragmatic Institute, в котором Майкл занимает пост президента). Эксперт в области обработки данных, работал в Google, Foursquare и Andreessen Horowitz. Активно сотрудничает с изданиями VentureBeat, The Next Web и Harvard Business Review. Получил степень магистра в Кембридже и PhD в Принстоне.

Джесси Андерсон (Jesse Anderson) — управляющий директор в Big Data Institute, последние 10 лет работает удаленно. Консультирует компании со всего мира (от стартапов до компаний из рейтинга Fortune 100) по вопросам работы с большими данными. Материалы о нем не раз публиковались в престижных средствах массовой информации, таких как The Wall Street Journal, Harvard Business Review, CNN, BBC, NPR, Engadget и Wired.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте