Управление персоналом

Как помочь сотрудникам справиться с синдромом выученной беспомощности

Мария Кармин
Фото: Elisa Ventur / Unsplash

На паттерны поведения многих людей зачастую сильно воздействует одно стойкое, сложившееся за долгие годы убеждение – «я ни на что не могу повлиять». Когда они с таким настроем приходят на новую работу, где руководители ждут от них проактивной и взрослой, то есть осознанной и ответственной позиции, они чувствуют, что просто не в состоянии соответствовать подобным требованиям. Как выявить проблемных сотрудников и что можно сделать, чтобы они эффективно работали в команде, разберемся в статье.

Подверженные синдрому выученной или приобретенной беспомощности люди не верят, что способны изменить свою жизнь к лучшему или добиться желаемого результата. Порой им с трудом дается решение каждой новой задачи, и они сознательно не прикладывают к этому даже малейших усилий. Такой паттерн поведения формируется на основе длительного стресса, испытанного в прошлом, чаще всего в детстве, когда в значимой для него ситуации человек неоднократно пытался что-то сделать, но у него не получалось. Требовалось написать контрольную на пятерку, суровый отец даже грозил ремнем, —и не сумел. Участвовал в олимпиаде — опять провал. Хотел поступить в определенный вуз и получить престижную специальность — и тут не вышло, пришлось идти туда, куда взяли. Из-за неверной интерпретации прошлого опыта человек перестает учиться адаптивным реакциям — умению менять свое поведение в зависимости от обстоятельств — и не способен принимать решения в нужный момент. Едва столкнувшись с нестандартной задачей, такой сотрудник легко оказывается в тупике, более того, на него нельзя положиться в кризисной ситуации.

Что укажет на проблему?

Человек с синдромом выученной беспомощности не активен, его энергетический потенциал снижен на эмоциональном, волевом и действенном уровнях. Рассмотрим основные симптомы, на которые стоит обратить внимание.

Нет стремления к профессиональному росту. Сотрудник засиделся на одной должности, не помышляет о карьерном росте и не заикается об увеличении зарплаты. Казалось бы, что в этом плохого? Зачастую он бережет усилия и не работает с полной отдачей, потому что не видит смысла усердствовать, ведь повышения, по его мнению, ему все равно не видать. При этом от перспективных предложений он отказывается, потому что не верит в свои силы и боится не справиться с новыми обязанностями.

Сниженный эмоциональный фон. Присмотритесь к апатичным, заторможенным сотрудникам, а также к тем людям, которые суетятся впустую или равнодушны к решению задач, требующих проявления силы воли. Вспомните Новосельцева из фильма «Служебный роман». Робкий, застенчивый, замкнутый персонаж – яркий пример человека с синдромом выученной беспомощности. Его характеризует боязнь не оправдать чужие ожидания, он полон пессимизма и сомневается в благополучном исходе любого начинания.

Безынициативность. Сотрудник не предпринимает активных шагов для решения поставленной перед ним задачи и не пытается изменить ситуацию, когда может это сделать. Он отказывается от действий, даже если они могут улучшить его материальное положение или репутацию, отступает при первой же неудаче, привержен самым банальным стереотипам мышления. Например, такой сотрудник, скорее всего, будет считать, что сделать хорошую карьеру можно только по знакомству, поэтому сам даже не попытается приложить усилия, чтобы получить повышение.

Неспособность начинать и завершать. О проблемах может говорить привычка сотрудника постоянно откладывать дела на потом, даже те, которые, казалось бы, могут поднять ему настроение. Например, человек никак не решится взять в отпуск или сходить в театр. «Я бы хотел, но и так ничего не успеваю. Может быть, получится позднее, когда появится возможность, выделить на это время», — оправдывается он месяцами или даже годами. У такого человека, как правило, возникают сложности с тем, чтобы довести начатое дело до конца, и ему сложно работать на результат в команде.

Низкая мотивация. Человек не хочет и не готов влиять на происходящие вокруг него события. Он не сильно заинтересован в работе, а зачастую и вовсе не может понять, чем хочет заниматься. Перфекционизм и самокритичность подрывают его веру в себя: как следствие, появляется прокрастинация — синдром, при котором человек постоянно откладывает важные дела на потом, заменяя их чем-то более приятным (отправляется пить кофе или зависает в соцсетях). Неамбициозность и пассивность такого сотрудника вызваны не столько ленью, сколько страхом провала. Призыв руководителя к действию может вызывать агрессивную реакцию и недовольство.

Смирение с выгоранием и принятие неудач. Хотя сегодня есть много способов справиться с профессиональным или эмоциональным выгоранием, некоторые люди предпочитают игнорировать его проявления и смириться с этим состоянием. Выгорев дотла, они продолжают ходить на работу, отсиживать положенные часы и по мере возможности заниматься рутиной. Им не приходит в голову, что они в силах сами изменить свою жизнь или хотя бы обратиться к психотерапевту. При этом они находят массу объяснений, почему у них не получается добиться желаемого: так сложились обстоятельства, на которые нельзя повлиять, недостаточно денег, времени, сил и т. д.

Об авторе

Мария Кармин — сертифицированный бизнес-тренер и коуч ICF, автор программ личностного роста.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте