Управление персоналом

Какой может быть корпоративная культура в компаниях будущего

Диана Чеботарева , Ирина Чистова
Фото: Debby Hudson / Unsplash

Борьба за таланты становится актуальной как никогда — однако обычных методов материальной и нематериальной мотивации недостаточно, чтобы выигрывать эту битву. Исследование, проведенное HeadHunter и порталом «Доктор рядом», показало: 72% россиян испытывают постоянный стресс на работе, более половины жалуются на профессиональное выгорание. Одним из решений проблемы станет укрепление и актуализация корпоративной культуры компании. Но как оценить эффективность нашей корпоративной культуры? Как реагировать на быстро меняющиеся условия на рынке труда и оставаться привлекательным для потенциальных сотрудников?  

Корпоративная культура определяет и решение многих текущих задач, связанных с управлением человеческими ресурсами. Любой компании необходимо поддерживать у своих сотрудников вовлеченность, ощущение принадлежности, развивать внутри и кроссфункциональные связи. Правильно определенные атрибуты культурного кода помогают выстроить операционные процессы. Сначала нужно понять, что для конкретной компании — со всеми ее сильными сторонами, слабостями и историческими предпосылками — по-настоящему важно и на что делать акцент для разных целевых аудиторий.

В типологии корпоративной культуры можно выделить пять различных архетипов, свойственных компаниям будущего.

Культура с фокусом на таланты

Компании с корпоративной культурой, ориентированной на таланты, отличаются благоприятным инновационным климатом и высокими показателями роста, как самой компании на рынке, так и карьерных возможностей ее сотрудников. Развитие карьеры, самовыражение (в том числе, за счет реализации своих идей) становятся основными мотиваторами для сотрудников. Подобные организации считают, что работники являются их основным конкурентным преимуществом.

В таких компаниях развита культура обучения. Здесь ценятся обмен опытом и знаниями внутри организации, широко используются возможности дополнительного образования сотрудников. В результате коллектив больше вовлечен в кросспроектные инициативы, а также активно участвует в генерации новых идей и решений.

Один из признаков компании, сфокусированной на талантах, — коучинговая модель управления, которая дает возможность своим подчиненным самостоятельно определять цели и пути их достижения. При этом страх ответственности за принятие рисков не становится для сотрудников препятствием — этому способствует атмосфера обучения, когда ошибки становятся одним из факторов работы над собой. Еще один признак подобной компании — стремление к привлечению лучших кандидатов, которым предоставляется возможность нарастить свои компетенции за счет обучающих программ. Характерны для фирм, ориентированных на таланты, и развитые карьерные лестницы, позволяющие реализовать сотрудникам их амбиции.

Инновационно ориентированная культура

Команды таких компаний осведомлены о критичных векторах бизнес-стратегии и контрольных точках. Их работа строится на условиях автономии и доверия, сотрудников здесь ценят за их вклад в достижение целевого состояния, командный стиль работы и готовность к обмену знаниями. Все действия согласуются со стратегией развития, при этом те идеи, которые ей соответствуют, подлежат первоочередному тестированию. Еще одна черта инновационно ориентированных компаний — применение гибких методов работы, готовность (и стремление) формировать смешанные рабочие группы и поощрение тех сотрудников, которые стремятся к наращиванию своих компетенций и экспериментам.

Компании, для которых применим этот тип корпоративной культуры, сфокусированы на разработке прорывных продуктов, сервисов или на запуске новых бизнес-моделей, которые в последующем масштабируются.

Стремление сотрудников к знаниям характеризуется не только усилением имеющихся компетенций, но и развитием неординарных компетенций персонала для потребностей бизнеса. Так к подготовке и принятию важных стратегических решений в таких компаниях привлекается широкий круг лиц — не только руководящее звено, но и менеджеры несколько уровней ниже. Инновационный климат в организации способствует тому, что ее работники склонны к широкому видению картины бизнеса в целом, а не только собственного функционального блока. Что же касается своих непосредственных обязанностей, то они воспринимаются людьми через призму глобальных целей и осознание роли каждой функции в достижении общего результата.

Отнести компанию к числу инновационно ориентированных позволяет ее соответствие нескольким признакам. Прежде всего, это количество и качество предлагаемых и реализуемых идей, которые предлагают сотрудники для решения бизнес-задач: компания готова предложить своим людям участие в сложных проектах, зная, что для этого они обладают необходимыми компетенциями. Второй признак — видение сотрудниками бизнеса компании по всей вертикали, цепочки создания ценности, ключевых стратегических направлений. Наконец, третье условие — автономность сотрудников, когда каждый из них в состоянии предложить и воплотить эффективные меры, нацеленные на достижение общих целей.

Об авторах

Диана Чеботарева — консультант по культурной трансформации Accenture.

Ирина Чистова — руководитель практики «Инновационный консалтинг и дизайн» компании Axenix (экс-Accenture в России).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте