Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ваш босс — психопат?

Манфред Кетс де Врис

Фильм Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» являет нам неприглядную картину фирмы, погрязшей в коррупции, алчности и всевозможных излишествах. Классическая история из грязи в князи и обратно в грязь, подлинная жизнь нью-йоркского брокера Джордана Белфорта, построившего свою жизнь на обмане. Карьеру на Уолл-стрит он начинал с низов, а в 1990-х сделал миллионы, продавая ничего не стоившие клочки бумаги.

История Белфорта — также признание в полном неуважении к другим людям, мотовстве, распутстве и наркомании. Невероятный успех и огромное влияние обеспечили Белфорту титул «волка с Уолл-стрит», но в 1994 году сказка оборвалась: Белфорт отправился в тюрьму за мошенничество и отмывание денег. Участвовать в торговле акциям ему запретили навсегда.

В подобных случаях нелегко провести грань между гением наживы и психопатом. По правде говоря, разделительная линия очень тонка. Эти люди достигают головокружительных высот, но попутно наносят страшный ущерб. Они отравляют атмосферу на работе, подвергают серьезному риску сотрудников и компанию в целом.

Этих людей я предлагаю именовать Совратителями слабых (кратко — СС). Нет, они не идут на убийство или на поджог, но поскольку их не стесняют обычные для нормальных людей соображения совести, их поведение близко к психопатии и столь же заразительно.

Они повсюду, где пахнет властью, влиянием и деньгами. С виду — обычные люди, безусловно, успешные, привлекательные, однако им чуждо сочувствие, стыд, чувство вины или сожаления, а потому они губят и себя, и организации. Благодаря умению менять окраску быстрее хамелеона они достигают руководящих постов, особенно там, где ценятся корпоративные игры, умение произвести впечатление, рискованность, склонность доминировать, активное соперничество и самоутверждение.

Психопатов в жизни хватает. Многие исторические деятели, виновные в преступлениях против человечности, как раз попадают в эту категорию. Но далеко не каждый психопат становится преступником. Нужно отдавать себе отчет в том, как много существует «мягких», невыраженных форм психопатии.

Наши СС не готовы к откровенному насилию или антисоциальному поведению, их поступки не бросаются до такой степени в глаза. Их зачастую трудно выявить, потому что они — искусные манипуляторы и умеют прятаться у всех на виду. К тому же многие качества и модели поведения, которые в другой ситуации вынудили бы заподозрить проблемы с психикой, для начальства вполне естественны.

В отличие от клинических психопатов, которые не способны формировать эмоциональные привязанности в силу врожденной аномалии, характер «легких» психопатов чаще всего закладывается в детстве. Способность к эмпатии и эмоциональной реакции нарушается из-за постоянных разочарований, сексуального насилия или иных форм дурного обращения. Активность эмоциональных связей на неврологическом уровне от длительного пребывания в негативной среде снижается, заменяясь патологическими паттернами.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте