Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вовлеченность и дружба на работе — это не одно и то же

Родд Вагнер

Двадцать лет кадровики и консультанты задают, оценивая вовлеченность сотрудников, один и тот же вопрос: «Есть ли у вас на работе лучший друг?». И я, пока работал в Gallup, отстаивал этот подход и способствовал его популяризации.

Но в последние лет пять я все больше сомневаюсь в пригодности такого параметра. Во-первых, мне кажется, компании не в состоянии насаждать и поощрять столь интимные человеческие отношения, а во-вторых, новые исследования показали, что другие факторы (на которые гораздо легче повлиять) в большей степени отражаются на вовлеченности и конечном результате.

Следует ли компаниям заботиться о хороших отношениях между сотрудниками? Конечно. Хорошие отношения — источник позитивных эмоций и поддержки, они способствуют продуктивности. Следует ли компаниям вкладываться в такие отношения? Нет. Дружба по природе своей возникает естественно, а не взращивается корпоративными усилиями. Командные тренинги, конечно, помогают людям познакомиться, укрепляют связи и взаимопонимание. Но в результате все не обязаны подружиться. Никакие организационные меры не могут создать личные связи между людьми.

И более того, по нашим данным, дружба занимает весьма низкое место — после сотрудничества, командной работы и талантов коллектива — в рейтинге факторов, способствующих преданности и вовлеченности сотрудников. На самом деле, когда анализируется влияние всех четырех перечисленных выше факторов на преданность персонала компании и интенсивность их работы, фактор дружбы оказывается столь маловажным, что порой не приобретает даже статистического значения. Данные ясно говорят: «Хотите получить от специалиста по максимуму — обеспечьте его талантливыми коллегами и несколькими ключевыми сотрудниками и создайте условия для командной работы. Если они еще и подружатся, тем лучше, но для дела это непринципиально».

Причина тоже понятна: друзья нас радуют, но члены коллектива помогают делать дело. И если сопоставить два утверждения: «У меня на работе есть хорошие друзья» и «У меня на работе отличные отношения с коллегами», второй вариант предсказывает нам полную сосредоточенность на клиентах, инновационное мышление, усердную работу, гордость своей компанией и желание продолжать в ней трудиться.

Читайте материал по теме: 4 вредоносных мифа, в которые все еще верят многие компании

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте