Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Критикуем с умом

Моник Валькур

Много лет я задавала своим студентам в бизнес-школах один и тот же вопрос: «Какие качества, по их мнению, формируют настоящего лидера?». «Способность давать жесткую оценку действиям людей», — зачастую слышала я в ответ. Но что именно представляет собой жесткая оценка? Фраза подразумевает сообщение плохих новостей, как если бы кто-то из членов коллектива ошибся на каком-то важном проекте. Слово «жесткий» говорит о том, что именно так мы должны выглядеть, когда даем отрицательную оценку кому-то: твердыми, решительными и непреклонными.

В то же самое время «жесткий» означает дискомфорт, который многие из нас чувствуют, когда им нужно резко высказаться о ком-то. Также это вызов, с которым им предстоит совладать, чтобы мотивировать человека к изменениям, а не обижать его, переходя на личности. Тут управленцы нередко попадают в типичные ловушки. Мы можем сердиться на кого-то и использовать такую обратную связь, чтобы выпустить пар, а вовсе не в поучительных целях. Или мы можем тянуть с разговором, потому что ожидаем, что сотрудник будет аргументированно возражать и откажется брать на себя ответственность. Также мы можем пытаться окружить негатив общей позитивной оценкой, добавляя ложку дегтя в бочку меда. Однако такой подход абсолютно неэффективен, ведь никому не нужно, чтобы горькая пилюля потонула незамеченной в море сладких похвал. Напротив, очень важно создать условия, в которых реципиент будет воспринимать вашу критику, реагировать на нее и делать все необходимые выводы.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте