Управление персоналом

Как и зачем развивать творческое мышление у некреативных людей

Светлана Борисова

Под креативностью подразумевают все что угодно — начиная от веселенькой сервировки завтрака и заканчивая рискованными бизнес-проектами. Но если мы говорим о способности находить нестандартные, но при этом эффективные управленческие решения и претворять их в жизнь, то этот навык полезен в любой сфере и на любом уровне.

Почти всю свою профессиональную жизнь я провела в различных агентствах и постоянно сталкивалась с тезисом: «Вы креативщики — вот и накреативьте нам». И мы креативили. Потом сами искали подрядчиков, которые все же говорили «да», сами плясали перед клиентом и много чего еще делали сами. Того, что можно было бы сделать лучше и быстрее, если бы команда была готова. Те, кто не относит себя к классу креаторов, чаще всего предпочитают делать только то, что умеют, или то, что однажды уже сделал сосед. Такой же подход наблюдается и с клиентской стороны. Именно поэтому в реализацию часто уходят тривиальные, «безопасные» идеи, формируя безликий образ продуктов и сервисов.

Чтобы продукт, сервис, рекламная кампания получились яркими, запоминающимися и в итоге сыграли на достижение бизнес-целей компании, вся команда, включая бухгалтера и юриста, должна быть настроена на креативное мышление. Как поменять парадигму с «это нельзя сделать, потому что...» на «это можно будет сделать, если…»?

Первое: следует донести до сотрудников, что креативное мышление — не прерогатива избранных ,а навык, который можно и нужно развивать. Мне нравится западный подход. Например, креативный директор нашего глобального партнера Golin любит повторять: «Каждый, кто работает в агентстве, обязан быть креативным, а каждый управленец должен быть стратегом».

Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы

И второе: важно сформировать у людей понимание того, где и как следует применять креативное мышление. Аккаунт-директор может быть уверен, что он творческая личность, если на досуге, скажем, лепит из глины, а бренд-менеджер легко обретает туже уверенность по вечерам валяя картины из войлока. На основе таких убеждений начинаются войны с креативными департаментами про дизайн логотипа, который «как-то не так расположен» или слоган, который «не звучит». Зачастую сотрудникам не приходит в голову, что куда более ценным может стать применение творческого потенциала в их ежедневной работе.

Без этого, на мой взгляд, не сработают никакие «5/10/20 способов/приемов развития креативности».

Знаете, что самое крутое в сериале «Безумцы»? Работа менеджеров, обслуживающих клиентов! Идеи рекламных кампаний сейчас смотрятся немного наивно, зато каждый сезон полон небанальных, решительных ходов по «поимке» и удержанию клиентов, по борьбе с конкурентами, по развитию агентства. Без такого менеджерского креатива очень трудно двигаться вперед.

Лучший путь показать возможности, которые дает креативное мышление — это разбор успешных кейсов до микроуровня. Хорошо, если у вас есть возможность допросить честного очевидца того, как создавалась рекламная кампания или запускался сервис. Если нет — это стоит того, чтобы его найти.

Важно, чтобы люди не просто смотрели и восхищались. Разбирать на микроуровне — значит задавать огромное количество вопросов. Какая была задача? А как она была сформулирована? Какие барьеры встали? Какие еще могли быть решения?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте