Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Уйди, токсичный: как защитить компанию от негатива сотрудников

Кристин Порат

Каждый из нас оказывает гораздо больше влияния (положительного и отрицательного) на эмоции окружающих, чем принято считать. В книге «Связанные одной сетью» гарвардский профессор Николас Кристакис и политолог Джеймс Фаулер доказывают, что счастье передается не только в паре от одного партнера к другому, но и к их друзьям, друзьям друзей и так далее. Иначе говоря, если друг вашего друга становится счастливее, возможно, ваш собственный уровень счастья тоже повысится. Согласно исследованиям авторов, даже незначительное, но частое личное взаимодействие может иметь мощное влияние на наше настроение.

К сожалению, с отрицательным влиянием та же самая история. Незначительная, на первый взгляд, грубость может пустить «круги по воде» во всем сообществе, оказывая воздействие на людей из нашей сети знакомств, с которыми, возможно, мы вообще не вступаем в прямой контакт. Шансы такого негативного эффекта увеличиваются, если у сотрудника вообще токсичный стиль поведения — так я называю устойчивую повторяющуюся тенденцию к негативным замечаниям, чувствам и намерениям по отношению к другому человеку. Вот почему так важно, чтобы сотрудники и руководители выявляли и «обезвреживали» токсичных коллег — и чем быстрее, тем лучше. Часто единственный способ снизить влияние таких людей на окружающих — их изоляция.

Прежде чем объяснить, как именно это сделать, позвольте показать вам издержки подобного токсичного (или, как я это называю в своем исследовании, обесточивающего) поведения.

Сколько стоит токсичное поведение

Александра Гербаси, Эндрю Паркер и я обнаружили, что эффект от одной обесточивающей связи в четыре, а то и в семь раз сильнее, чем влияние положительного или заряжающего энергией взаимодействия. Другими словами, плохое сильнее хорошего. Это значит, что часто негатив затрагивает бессчетное количество коллег, что приводит к целому ряду вредных последствий. Например, речь идет о нежелании делиться информацией, снижении мотивации, эффективности и ощущения счастья на работе (которое определяется как энергичность, живость и постоянное совершенствование — подробнее см. здесь). Вместо того, чтобы сосредоточиться на достижении своих целей, сотрудники тратят свои когнитивные ресурсы на анализ обесточивающего общения и на то, как лучше обойтись с вредным коллегой (а еще лучше обойти его стороной). По этой же причине в коллективах случается больше конфликтов, наблюдается меньше сплоченности и доверия, что снижает способность решать проблемы и ухудшает результаты команды в целом.

Отрицательные связи также снижают чувство принадлежности к коллективу. Опросив 135 сотрудников отдела кадров диверсифицированной международной производственной компании (с представительствами более чем в 30 странах), мы обнаружили, что у 10% опрошенных, указавших самое большое количество «токсичных» контактов, показатель удовлетворенности на работе был на 30% ниже, чем у остальных.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте