Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

И тишина: как установить обратную связь

Барбара Мистик , Кэри Уиллерд
hbr.org

Судя по нашему — совместному с SuccessFactors и Oxford Economics — исследованию, вы практически не получаете обратной связи. Менее половины опрошенных из 27 стран признали, что их начальник обеспечивает достаточную обратную связь либо в рамках формального отчета (49%), либо неформально, в регулярном общении (43%). И эта проблема усугубляется.

Чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице, чем успешнее становитесь, тем меньше желающих критиковать вас вслух. Обратная связь ослабнет, и те немногие замечания, которые все же дойдут до вас, будут настолько бессвязными, что едва ли вы сможете их осмыслить, а тем более ими воспользоваться. Так что задача поддерживать обратную связь все больше ложится на самого человека.

Если вы не можете положиться на своего начальника — что он вовремя, точно и в удобной упаковке преподнесет вам все замечания, — ищите сами то, что вам нужно. Хорошая новость: полезную критику всегда есть, где найти. Порой нужно лишь немного потрудиться, чтобы получить ее от босса, коллег, клиентов, поставщиков, менторов, от тех, кому вы доверяете. Рассмотрим пример:

Марк — талантливый стратег, у него всегда готов ответ чуть ли не на любой вопрос. Закончив бизнес-школу, он устроился в одну из самых известных в мире консалтинговых компаний, а потом перешел в другую организацию, где возглавил отдел по стратегии. Как правило, из офиса он уходил последним, проведя много часов над отчетами в поисках тех тенденций, которые могли повлиять на жизнь его организации.

Стремясь произвести впечатление на своих боссов и преуспеть в этой высокой должности, Марк усердно работал и начальство его хвалило. Только и слышалось: «Великолепная интуиция» — «Прекрасная работа» — «Замечательный анализ».

Похвалы укрепляли его уверенность, и он удвоил усилия, чтобы выдать еще более прекрасный результат. Однако коллеги Марка были не в восторге от его идей, и он заподозрил, что все не так просто. И он был прав: за его спиной звучали совсем другие, негативные замечания: «Пренебрегает чужим мнением» — «Не способен сотрудничать» — «Не умеет слушать».

Эта обратная связь «застревала» в неформальных каналах. Как мог Марк получить информацию, которая была ему так необходима, чтобы справиться с этими недостатками и развивать свои профессиональные качества? Есть два способа получить больше информации о себе, но для этого нужно приложить некоторые усилия.

Чаще пользуйтесь той критикой, которую вы уже получаете. Если бы Марк был более открытым или внимательным человеком, он бы вовремя заметил кое-какие тревожные сигналы. Так, на одной из презентаций ему пришлось отстаивать свою позицию — вплоть до яростного спора. Коллеги поспешили покинуть помещение, как только встреча закончилась, а сам Марк так и не постарался после встречи выяснить, что же пошло не так. Он сам себе отрезал возможность получить больше честной критики.

Многие жалуются на то, что не получают достаточно критики от начальников, но первый шаг — заглянуть внутрь самого себя. Марк оказался глух к той критике, которую он мог бы услышать от коллег.

Услышав негативные замечания, мы оказываемся не готовы их принять и что-то изменить. Специалист по нейробиологии из Колумбийского университета Кевин Ошнер выяснил, что в среднем люди пускают в ход не более 30% полученных замечаний. А куда деваются остальные 70%? Их игнорируют, потому что негатив не вписывается в собственное представление человека о себе или же сам критик не вызывает особого уважения. Или же критика слишком глубоко задевает —включается механизм самозащиты, когда человек словно бы не слышит этих неприятных слов. Когда нам предлагают честный разбор полетов, мы сразу чуем угрозу (уровень кортизола подскакивает, словно от шагов незнакомца в темноте позади нас).

Итак, тому, кто взялся критиковать, следует позаимствовать опыт у медиков. Исследователи установили, что от 40 до 80% полученной информации пациенты забывают сразу же, потому что слишком взволнованы, а из того, что запомнят, все равно половину переврут. Чтобы повысить запоминаемость ключевой информации, стоит соблюдать три простых принципа:

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте