Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Какие слова нужно использовать при общении с клиентами

Сара Мур
Иллюстрация: CSA IMAGES/GETTY IMAGES

Ключ к любым успешным отношениям — эффективные коммуникации. В мире бизнеса это означает попытаться понять, что говорят потребители и клиенты, и ответить им в манере, отражающей это понимание. Но использовать речь для удовлетворения клиентов или решения конфликтов — это скорее искусство, нежели наука.

Мир ритейла в особенности изобилует броскими фразами и шаблонами: «Говори с улыбкой», «Никогда не говори “нет”», «»Извините» — волшебное слово», «Имя человека — самое приятное для него слово». Но действительно ли эти и другие приемы работают?

Изучать эффективность слов, используемых компаниями в разговорах с клиентами, нелегко, но с ростом цифровых коммуникаций, социальных сетей и больших данных растут и объемы текста, которые исследователи могут анализировать и интерпретировать с помощью новых, более совершенных методов. Сочетая обработку речи, компьютерную лингвистику и психологические эксперименты, мы можем выяснить истинную важность едва заметных отличий в беседе клиентов с представителями компаний и изучить их реакции на слова. Это позволяет точнее понять, как люди общаются в бизнес-среде и какой язык наиболее эффективен.

Наше и другие исследования показали, что некоторые из традиционных правил взаимодействия с клиентами не выдерживают критики. Например, можно переборщить со словом «извините». Даже если вы участник команды компании, часто лучше говорить «я», а не «мы». При этом не каждый случай коммуникаций должен быть идеальным. Иногда несколько ошибок дают лучший результат, чем безупречность.

Итак, вот что нужно знать о быстрорастущем, проницательном и иногда удивительно новом мире делового языка.

Будьте человечными

В ряде исследований, анализирующих использование речи среди клиентов и между сотрудниками и клиентами, высказывается предположение, что личный подход имеет краеугольное значение. Это особенно важно, учитывая растущую частоту разговоров, происходящих удаленно с помощью телефона, электронной почты, сообщений или чатов, а не при непосредственном общении. Вот несколько советов, основанных на последних исследованиях.

Говорите от себя. Компании и их сотрудники считают, что должны говорить о себе «мы» в беседах с клиентами, однако наше исследование показывает, что эта практика далека от идеальной. В серии контролируемых исследований представители компании, говорившие о себе в единственном числе (например, «я», «мне» или «мой») чаще воспринимались действующими в интересах клиентов, чем те, кто использовал более обезличенные местоимения во множественном числе («мы» или «наш»). Например, вопрос «Чем я могу помочь вам?» лучше вопроса «Чем мы можем помочь вам?». В одной компании анализ более тысячи сообщений электронной почты показал, что переход на местоимения первого лица единственного числа вел к потенциальному росту продаж более чем на 7%.

Употребляйте те же слова. Люди, копирующие речь собеседника, вызывают больше доверия и симпатии независимо от того, подражают ли они манере разговора (выбирая те же слова) или его содержанию (выбирая важные для собеседника темы). Так в ответ на вопрос клиента «Скоро прибудет мой заказ?» сотруднику лучше ответить «Да, ваш заказ прибудет завтра», а не «Да, он будет доставлен завтра». Языковое подражание создает дружескую связь с клиентом. Еще не завершившееся исследование Франсиско Вильярроэля Орденеса, Дхрува Гревала, Лорен Гревал и Панайотиса Сарантопулоса доказывает связь подражания с удовлетворенностью клиентов. Взаимопонимание с клиентом также можно установить, попросив сотрудников представить потребителя похожим на себя (например, похожее прошлое, личные или деловые интересы).

Сначала установите личный контакт. Исследователи, проводившие автоматический анализ сотен записей разговоров службы поддержки клиентов авиакомпании, обнаружили, что речевое выражение эмпатии и заботы имело принципиальное значение для установления отношений с клиентом, по крайней мере, в первой (открывающей) части взаимодействия. Это соответствует и впечатлениям самих потребителей). Для установки личного контакта подходят слова, демонстрирующие заботу (например, «пожалуйста», «спасибо», «извините»), а также сигнализирующие о согласии (например, «да», «угу», «хорошо»). Собственно, в этом нет ничего нового, однако некоторые сотрудники компаний могут удивиться, что им необязательно проявлять заботу и сопереживание на протяжении всего взаимодействия с клиентами.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте