Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Дружите с ритейлорским брэндом
Во время недавнего визита на Ближний Восток торговый представитель Sony немало удивил местных дилеров, предложив им производить клоны некоторых продуктов корпорации под собственными марками. Между тем ничего странного в этом предложении не было: хотя создание ритейлорских брэндов долгое время считалось гибельной стратегией, сегодня по этому пути идут многие успешные глобальные корпорации, в том числе R.J. Reynolds, Nabisco, Panasonic и Siemens. Крупные производители позволяют своим торговым партнерам повысить конкурентоспособность путем создания собственных брэндов в таких сферах, как производство сотовых телефонов, финансовые услуги, изготовление фасованных товаров и одежды. Тем самым они стимулируют конкуренцию в нижнем ценовом диапазоне, причем по качеству многие ритейлорские брэнды совсем не уступают оригинальным брэндам крупных корпораций.
Почему компании идут на это? Исследование, в котором участвовали Дэвид Соуберман из INSEAD, Намвун Ким из Гонконгского политехнического университета и я, выявило парадоксальный факт: производитель может существенно повысить свою прибыль, если будет рекламировать свой популярный или дорогостоящий товар, позволяя другим компаниям изготовлять клоны этого товара под другими марками.