Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не ждите одобрения — действуйте!

Воссуги Сохраб

Недавно к нам в компанию приезжал проектировщик из англий­ской студии Participle и рассказывал о необычном подходе к изменениям социального порядка. Вместо того чтобы оказывать давление на правительство и лоббировать новые законы, Participle разрабатывает и внедряет в жизнь собст­венные решения, а затем способствует распространению самых удачных. Например, ее программа Circles помогает пожилым и людям с ограниченными возможностями налаживать связь с соседями, согласными оказывать им посильную помощь за умеренную плату или вовсе бесплатно. Вместе с муниципальными властями района Саутуорк южной части Лондона Participle запустила первую прог­рамму Circles в 2009 году и еще две — в 2010-м. Проект оказался удачным, и на него обратили внимание госучреждения: сейчас они разрабатывают девять новых программ Circles и планируют вывести их на национальный уровень.

Примерно в это же время мир с беспокойством наблюдал за последствиями бушевавшей в Японии стихии, которая лишила крова тысячи людей. Государст­венные и частные агентства предлагали нестандартные решения жилищной проб­лемы: от возведения в полях сборных домов до быстрого обустройства «дере­вень» в спорткомплексах. Эти проекты — и удавшиеся, и провальные — помогли понять принципы эффективного строительства временного жилья.

В обоих примерах речь идет об экспериментальных моделях для социальной сферы. Бизнес, построенный на инновациях, давно знает, что создание прототипов не только ускоряет поиск решений, но и привлекает инвестиции и внимание разных групп интересов.

В государственном секторе все ­иначе. Хотя многие политики отстаивают ради­кальные реформы, ­госучреждения ориентированы на стабильность, а не на перемены. Бюрократические процедуры заточены на тщательность и определенность. Чтобы проложить новую велосипедную дорожку, нужно получить одобрение сорока инстанций. ­Согласование может растянуться на годы и «съесть» огромные деньги. Так не проще ли — дешевле и быстрее — сделать эту дорожку и, если что-то будет не так, убрать ее?!

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте