Продажи
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Рынок впечатлений»: что стимулирует спрос?

В 2005 году, когда его открыли, Georgia Aquarium был крупнейшим океанариумом в мире. Только за первый год более 3,5 млн посетителей пришли, чтобы своими глазами увидеть почти 120 тысяч обитателей морей, которых разместили в 60 аквариумах, общей вместимостью в 30 млн литров. «Нам вообще не нужен был никакой маркетинг, — вспоминает Кэри Раунтри, старший вице-президент по продажам и маркетингу. — Думали скорее о том, как бы желающие не выломали двери». Спрос был таким, что билеты бронировали за полгода! Но прошло несколько лет, и все изменилось. Посещаемость пошла вниз, и к 2008 году стабилизировалась на уровне примерно 2 млн гостей в год. Соответственно, снизилась и прибыль. Люди все так же обожали океанариум, и он оставался одной из самых посещаемых достопримечательностей штата. Проблема эта знакома всем бизнесам, основанным на впечатлениях, — в музеи, тематические парки, аквариумы начальный ажиотаж сменяется спадом, который невозможно предотвратить. Не помогают ни новые приобретения, ни шоу, ни выставки или другие приманки — с годами посетителей все меньше, а процент повторных приходов ниже. В Georgia Aquarium изучили опыт других американских океанариумов: проблема оказалась всеобщей.

Наконец, члену совета директоров Марку Беккеру — президенту Университета штата Джорджия и статистику по образованию — пришла в голову спасительная идея: привлечь В. Кумара — эксперта университета по маркетинговым исследованиям и продажам. Кумар встретился с руководством океанариума, чтобы обсудить пути выхода из кризиса. Оказалось, что есть несколько ограничений. Прибыль нельзя повысить за счет роста цен на билеты: они и так были едва ли не самыми высокими в стране. Рост потока посетителей не должен ухудшать впечатление от океанариума — а это сложно, ведь толпа обычно мешает наслаждаться зрелищем. Наконец, сократившийся доход не позволяет много тратить на маркетинг.

Кумар подошел к решению проблемы океанариума так же, как к проблемам любого бизнеса, зависящего от трафика. «Вопрос был не просто в том, как привлечь больше посетителей, — рассказывает он, — а в том, как привлечь нужных и заставить их вернуться еще и еще раз!» Первым шагом стало выявление наиболее «перспективных» посетителей. Зная, кто они, вы можете разработать и внедрить план продвижения в СМИ, помогающий их заполучить.

Кумар и его коллеги, среди них Амалеш Шарма и Навин Донту, также работавшие в Университете Джорджии, начали с того, что выделили 50 районов, из которых в океанариум приезжало больше всего туристов, и 50 районов, жители которых приобретали сезонные абонементы, принося океанариуму наибольший совокупный доход. 40 районов фигурировали в обоих списках, и команда маркетологов составила демографический портрет посетителя и обладателя абонемента (чаще всего это человек, состоящий в браке, имеющий двух и более детей в возрасте до 14 лет, с семейным доходом от $50 000 в год, любящий развлекаться вне дома). 39 из 40 районов отличались высокой концентрацией жителей подобного рода. Там строилось много нового жилья, привлекавшего молодых людей. Потенциал этого рынка был весьма велик.

Команда поставила себе задачу: донести информации об океанариуме до этой перспективной аудитории через СМИ. Нужно было разработать модель, которая проанализирует известную или прогнозируемую эффективность типов рекламных носителей для нынешних и потенциальных клиентов. Модель учитывала такие факторы, как макроэкономические условия (изменение ВВП), цены на билеты, степень удовлетворенности посетителей и конкуренцию с другими местными достопримечательностями, и оценивала влияние каждого из факторов на посещаемость и доходность.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте