Продажи

Придумайте, как развеселить покупателя, и он останется с вами надолго

Ирина Пешкова

Человек, который решил от души повеселиться на встрече со старыми одноклассниками в ресторане или с детьми в парке аттракционов, скорее всего, не будет считать каждую копейку. Он захочет попробовать новое блюдо, обратит внимание на акцию или конкурсы, оставит щедрые чаевые и спонтанно купит ненужные, но милые безделушки. Какие психологические механизмы заставляют нас не думать о деньгах, когда у нас хорошее настроение?

В недавнем исследовании ученые решили установить, существует ли связь между получением удовольствия и потреблением. Для начала они попросили респондентов поделиться своим опытом развлечений. Речь шла не только о коммерческих мероприятиях (посещении концертов, тематических парков и т. д.), но и о событиях, не требующих денежных трат, о которых люди вспоминают с теплом (встречи с друзьями, прогулки, игры в прятки с детьми и т. п.). Ученые провели 21 глубинное интервью и собрали 145 письменных рассказов, затем проанализировали многочисленные переживания, так или иначе связанные с веселым времяпрепровождением, и поставили еще несколько научных экспериментов, используя разные методологические подходы.

По итогам работы ученые выделили два основных психологических столпа веселья: это вовлеченность в процесс получения удовольствия (состояние, когда человек с радостью и осознанно предается гедонизму) и раскрепощение (ощущение свободы от психологических ограничений). Помимо этого, ученые обнаружили четыре фактора, сочетание которых может усиливать чувство удовольствия.

Первый — новизна переживаемого опыта. Известно, что свежие стимулы возбуждают, привлекают внимание и повышают исследовательский интерес. Другими словами, человек сильнее вовлекается в ту деятельность, которую ведет впервые, либо повторно, но после длительного перерыва (например, когда человек встречается с одноклассниками через 20 лет, ему все кажется необычным и интересным). Даже рутинные занятия — скажем, еженедельные вечера настольных игр — будут казаться увлекательными, если игроки или варианты игр время от времени меняются.

Второй фактор — социальная связанность или целенаправленное взаимодействие с другими людьми. Досуг приносит больше удовольствия, если человек проводит его не в одиночестве, а, например, с другом или близким по духу знакомым. Веселые впечатления часто заразительны. Социальное взаимодействие усиливает удовольствие не столько из-за простого присутствия других людей, сколько из-за уникальной связи, возникающей при обмене опытом или совместной деятельности. Ранние исследования также показали, что совместное переживание приятных моментов увеличивает коллективное удовольствие потребителей от этих впечатлений. А сиюминутные ощущения связи с окружающими в конкретной ситуации часто играют ключевую роль в получении удовольствия.

Третий фактор — спонтанность. Отсутствие плана и импровизация способствуют раскрепощению, в то время как необходимость следовать заданным сценариям накладывает психологические ограничения, из-за которых у человека не получается безудержно веселиться. Исследователи выделили два вида спонтанности. Первый возникает, когда человек делает что-то неожиданное для себя или отклоняется от предыдущего плана. По сути, он пускается в неожиданное приключение, от которого повышается настроение. Второй — возникает в контексте деятельности, даже если ее запланировали заранее. Любое занятие (вечер с друзьями, однодневная поездка на пляж и т. д.) может быть необычным, если внести спонтанность в его организацию.

Об авторе

Ирина Пешкова — старший редактор проекта «Большие идеи».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте