Временный
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Безуглеродное будущее

Найджел Топпинг
Фото: DANIEL GRIZELJ/GETTY IMAGES

Общественность все активнее требует перехода к экономике с нулевыми выбросами парниковых газов. Но для реальных изменений одних только глобальных протестов и молодежных забастовок недостаточно. Компаниям нужно принимать меры. Помимо очень серьезных угроз, которые нынешний кризис представляет для нашей планеты, во многих организациях все чаще начинают осознавать существенные риски, которые возникают и для их бизнеса.

В июне финансовый регулятор США Ростин Бехнам сравнил финансовые угрозы, связанные с изменением климата, с рисками, вызванными ипотечным и последовавшим за ним финансовым кризисом 2008 года. А в начале года холдинг AT&T, который из-за климатических катастроф уже потерял $847 млн, объявил, что в ближайшие годы намерен платить Министерству энергетики США за отслеживание связанных с климатом событий, которые могут нанести ущерб инфраструктуре.

Компании, которые предусматривают сокращение выбросов в своей стратегии, не только ослабят для себя влияние угроз подобного рода, но и получат значительный выигрыш в росте инноваций, конкурентоспособности, риск-менеджменте и расширении бизнеса.

Более 900 глобальных компаний суммарной рыночной капитализацией более $17,6 трлн в рамках кампании «Действуй» (Take Action campaign) коалиции We Mean Business уже предпринимают меры к выстраиванию своих экономических стратегий с расчетом на расширение бизнеса и сокращение выбросов. (We Mean Business —некоммерческая коалиция, в которой автор статьи является генеральным директором). В коалицию входят более 560 компаний, обязующихся ставить серьезные научно-обоснованные цели по сокращению выбросов. Еще более 175 компаний намерены на 100% перейти на возобновляемые источники электроэнергии. Кроме того, поддерживая климатическую политику нулевых выбросов к 2050 году, компании начинают использовать свое влияние для ускорения перехода всей экономики в целом. Некоторые требуют принятия мер по охране климата от своих партнеров в цепи поставок.

На вашу организацию также возлагается задача оказывать содействие в решении проблемы. Если вы не возьмете на себя ответственность, это повлияет на ваши возможности в привлечении кадров, управлении рисками и внедрении инноваций для роста бизнеса. Ниже приведены несколько важных шагов, которые вы можете предпринять, чтобы настроить свой бизнес на успех в будущем с нулевым уровнем парниковых выбросов.

Поддержите Парижское соглашение. Позиция науки предельно ясна. В прошлогоднем специальном докладе МГЭИК о последствиях глобального потепления на 1,5 °C подчеркивается важность согласования сокращений выбросов с целями Парижского соглашения и стремления к нулевым выбросам не позднее 2050 года.

Для компаний, устанавливающих цели по сокращению выбросов, как в рамках собственно операционного цикла, так и во всей цепи создания стоимости, научно обоснованные цели по сокращению выбросов парниковых газов — золотой стандарт. Теперь организации могут устанавливать плановые показатели в соответствии с необходимой степенью сокращения концентрации выбросов для сдерживания глобального потепления в пределах 1,5 °C за столетие. Эти цели, какими бы амбициозными они ни казались, жизненно важны для достижения нулевого баланса выбросов к 2050 году. Они должны стать краеугольным принципом для всех компаний.

Если вы сомневаетесь, подумайте о рисках бездействия: крупнейший в мире национальный фонд благосостояния, государственный пенсионный фонд Норвегии объемом в $1 трлн, подтвердил намерения отказаться от примерно $13 млрд вложений в активы, связанные с ископаемыми видами топлива. Это один из многих сигналов о том, что глобальный отказ от традиционных топливных ресурсов будет продолжаться, и компаниям необходимо учитывать в своих инвестиционных планах еще и параметры, касающиеся уровня выбросов. В противном случае они останутся с активами, которые будут быстро терять стоимость. Научно обоснованные цели дают возможность подготовить бизнес-планы на перспективу, при этом любые стратегические решения должны предусматривать анализ климатических рисков и возможностей. Это одновременно будет стимулировать экологически эффективные инновации в соответствии с концепцией нулевых выбросов и поможет оградить бизнес от неактуальных активов.

На сегодняшний день большинство из более чем 560 компаний, которые присоединились к движению по сокращению выбросов, сообщают об улучшении репутации бренда и повышении доверия инвесторов. Потребители и инвесторы все больше осознают влияние своего выбора на окружающую среду. Компании, стремящиеся к таким целям, получают конкурентное преимущество во многих областях своего бизнеса.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте