Временный

Особенное время: почему нынешний кризис не похож ни на что другое

Тихон Смыков
Фото: Daniele Levis Pelusi / Unsplash

Нынешний кризис в экономике уже не первый в моей жизни, но он совершенно не похож на то, что я видел раньше. Почему? Впервые на моей практике бизнес почти полностью остановился: в компании, в стране, почти во всем мире.

Наша компания занимается розничной торговлей. Товары, которые мы продаем, производятся ведущими международными корпорациями. Магазины расположены в лучших торговых центрах в большинстве крупных городов России. События для нас развивались стремительно. То, что остановка деятельности возможна, стало понятно задолго до ее наступления, однако, наблюдая за новостями из Китая, мы иррационально и до последнего надеялись, что сценарий, подобный китайскому, России не коснется. Помимо новостей предвестниками кризиса стали сбои в поставках продукции, которые затронули даже компании, которые не производили ее на территории Китая, ведь цепочки поставок сколько-нибудь технологичного товара давно стали глобальными.

Разумеется, за пару недель до «нерабочей недели» мы подготовили для себя несколько сценариев, которые нам на тот момент казались стрессовыми. Худший предполагал двухмесячное закрытие розничной сети с перетоком части бизнеса в электронную коммерцию и с последующим довольно быстрым возвращением к нормальной жизни. Похоже, что сейчас, в начале апреля, уже понятно, что мы движемся именно по нему, и все может оказаться несколько хуже: видя, как развивается ситуация в Китае и Южной Корее, мы понимаем, что рассчитывать на быстрое восстановление не приходится.

ТРУДНЫЙ ВЫБОР

Самым сложным аспектом сегодняшней ситуации для нашей компании стала техническая невозможность исполнения обязательств перед основными партнерами. В условиях резкого сокращения выручки невозможно нести расходы в прежнем объеме: товарные остатки оказываются существенно больше, чем необходимо, арендованные помещения не генерируют продаж, большая часть персонала оказывается не у дел, законтрактованные расходы на маркетинг и коммуникации теряют смысл. Помимо этого есть задолженность перед банками и государством, которую реструктурировать тяжело или невозможно. Вопрос о приоритете платежей в данной ситуации возникает неотвратимо и решается поиском баланса между правовыми рисками и этическими аспектами принимаемых решений. Наш выбор следующий. Мы обязаны платить налоги государству и проценты банкам, считаем крайне важным сохранить рабочие места и максимально возможный в этой ситуации доход для наших сотрудников, чувствуем ответственность за партнеров, бизнес которых в существенной степени ориентирован на нашу компанию. Обязательства перед крупными поставщиками товара и арендодателями мы вынуждены реструктурировать и рассчитываем на их поддержку, ведь мы все оказались в одной и той же ситуации. У других компаний может быть иной выбор, но выбирать однозначно придется.

Второй важнейший аспект сегодняшней ситуации — отношения с сотрудниками компании. Людям тревожно, порой даже страшно. Я считаю важным сделать все решения компании максимально прозрачными и дать сотрудникам всю информацию о вырабатываемых антикризисных мерах, а также о финансовой устойчивости компании. К сожалению, сокращение доходов и компании, и ее сотрудников — неотвратимость. Поэтому нам очень важно, чтобы сотрудники видели, что все принимаемые на этот счет решения являются обоснованными и справедливыми.

Отдельно хочу отметить переход на удаленную работу. Здесь наша компания не была в числе передовых: работа из дома никогда не поощрялась, удаленные совещания практически не проводились, лучшим способом принять решение была очная встреча. Научиться работать удаленно нам пришлось буквально за неделю, благо это произошло до объявления нерабочих дней, поэтому к вынужденному отсутствию в офисе всех сотрудников мы были технически готовы. Порадовало то, что удаленная работа не разрушила связи в коллективе. Давно работа команды не была столь сосредоточенной, а члены коллектива столь вовлеченными в работу. Но я по-прежнему не считаю, что удаленная работа — это наиболее эффективный способ организации труда, потому что она требует существенно больших, чем обычно, усилий по организации и администрированию, постановке и контролю задач. Чем раньше мы вернемся к нормальной жизни в этой ее части, тем лучше.

ВРЕМЯ УСКОРЕНИЯ

В целом же у нас есть ощущение, что для нашей компании, как и для большинства компаний мира, нынешнее время стало временем ускорения трендов. Примечательно, что в этих трендах нет ничего нового.

Электронная коммерция росла долгие годы — и вот она выросла еще вчетверо за считанные дни.

Все большую распространенность набирала удаленная работа — и вот за один день весь офис стал работать удаленно.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте