Временный
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

100 самых эффективных генеральных директоров мира

Дэниел Макгинн

Более 15 лет назад автор книг о менеджменте Джим Коллинз уподобил работу сильного лидера раскручиванию маховика. «Переход “от хорошего к великому” нельзя осуществить одним махом, — пишет он в одно­именной книге 2001 года. — Напротив, процесс напоминает вращение гигантского, тяжелого маховика: в одном направлении, медленно разгоняясь, он наконец достигает момента, когда накопленный потенциал начинает работать на вас, и компания вступает в период стремительного роста». Согласно Коллинзу, маховик стремится сохранить скорость вращения.

Сила инерции заметна в нынешнем рейтинге 100 лучших гендиректоров, который удивительно похож на прошлогодний. Позиции сохранили двое из тройки лидеров, 16 из топ-25, 72 из топ-100 (а 23 человека входят в сотню уже четвертый год подряд). Из 28 глав компаний, выпавших из списка в этом году, 11 ушли в отставку, а из 17 оставшихся большинство, включая руководителей Heineken и Vodafone, пережили серьезное снижение цен на акции. В среднем за 17 лет руководства эти 100 гендиректоров обеспечили доход на акцию 2507% (с поправкой на обменный курс), по 21% в год.

Такое постоянство объяснимо. В отличие от рейтингов, основанных на субъективных оценках или краткосрочных результатах, наш список учитывает объективные показатели эффективности за весь период работы гендиректора. Мы считаем создание рейтинга непрерывным процессом и ищем способы усовершенствовать методы подсчета — но в этом году мы не вносили изменений, чем отчасти объясняется отсутствие сюрпризов (см. справку «Как мы составляли рейтинг» ниже).

В этом году верхнюю строчку впервые занял Пабло Исла (Inditex), руководящий модными сетями Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho и Uterqüe, а также сетью Zara Home (товары для дома). С момента вступления в должность (2005) Исла провел глобальную экспансию Inditex, в рамках которой открывалось в среднем по магазину в день. Это всемеро увеличило рыночную стоимость организации: она стала самой дорогой в Испании. Коллеги описывают стиль управления Ислы как ненавязчивый и временами почти робкий. Он много времени проводит в магазинах, однако редко посещает церемонии открытия, избегая внимания прессы. Совещаниям Исла предпочитает обход рабочих мест: так он старается поддерживать культуру предпринимательства в крупной компании.

От прочих модных ритейлеров Inditex отличают хороший баланс физических и интернет-магазинов, а также система «близких поставок»: более половины продукции производится неподалеку от мест сбыта. Это снижает потребность в складах и позволяет моментально доставлять товар в магазины, следуя новейшим трендам.

В финансовом рейтинге Исла лишь 18-й, а на вершину его вознесли показатели по ESG. Консультанты по ESG высоко оценили прозрачность Inditex в управлении цепочкой поставок. Компания стимулирует потребителей сдавать изношенную одежду на переработку (в Испании по запросу вещи могут забрать прямо из дома), а изделия бренда Join Life сети Zara производятся с применением вторсырья и с минимальным потреблением воды и других ресурсов.

Если бы мы учитывали исключительно финансовые показатели (как это было до 2015 года), лидером стал бы основатель Amazon Джефф Безос, возглавивший рейтинг в 2014 году. С 2015 года, когда мы стали учитывать показатели по ESG, Безос уже поднялся с 87-го места на 76-е, а теперь и на 71-е. Показатели Amazon по ESG остаются низкими: в этом году ее обошли 88% глобальных организаций. Но компания работает над собой. Ее крупное подразделение Web Services само обеспечивает себя энергией от солнечных и ветровых генераторов. Amazon наняла опытных директоров по устойчивому развитию, что дает надежду на скорые изменения.

Конечно, инвесторы всегда больше смотрели на финансовые показатели, но сегодня многим важна и экологичность. Недавно Амир Амель-Заде из Бизнес-школы им. Саида Оксфордского университета и Джордж Серафейм из Гарвардской школы бизнеса опубликовали результаты опроса 413 топ-менеджеров в сфере инвестиций, управляющих активами на общую сумму $31 трлн. Половина считает данные по ESG важными для оценки успеха инвестиций. Почти половина полагает, что «устойчивые» фирмы несут меньше рисков для вложений. Сегодня финансисты используют ESG как инструмент отбраковки, не инвестируя в фирмы с низкими баллами, но в будущем, по мнению опрошенных, он станет инструментом выбора: инвесторы начнут вкладываться в экологичные компании. «Данные говорят о том, что внимание к ESG определяется не этикой, а финансовой выгодой», — утверждают исследователи.

Главы компаний, перечисленные ниже, лучшим образом проявили себя по обоим показателям.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте