Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Путеводитель по местам обитания талантов

Уильям Керр
Иллюстрация: Eddie Guy

В 2016 году General Electric объявила, что переводит в город Бостон свой корпоративный центр, десятилетиями находившийся в городке Фэйрфилд (штат Коннектикут). В компании ощутили потребность быть ближе к стартапам и молодым талантам, чтобы усилить свои инновации и цифровые проекты и тем самым обеспечить себе технологическое будущее. Джефф Борнстайн, в ту пору финансовый директор GE, так описал причины переезда в интервью The Wall Street Journal: «Здесь, выйдя из офиса, можно легко посетить четыре стартапа. В Фэйрфилде, выйдя из офиса, я не мог даже купить сэндвич».

Передовые города давно оказывают на мировую экономику колоссальное влияние — а в наши дни особое значение приобрели инновационные кластеры вроде Бостона и Сан-Франциско. В 2017 году на долю 10 крупнейших технологических хабов пришлось 58% всех выданных в США патентов. В других странах примерно такая же доля приходится на города вроде Токио, Парижа, Пекина, Шэньчжэня и Сеула. Растущая значимость инновационных центров заставляет компании, обосновавшиеся в промышленных пригородах, задуматься о переезде — однако такое решение весьма затратно, особенно если речь идет о самых модных среди хайтек-компаний районах в самых передовых городах.

ИДЕЯ КОРОТКО

Сдвиг
Передовые города оказывают колоссальное воздействие на мировую экономику — в наши дни особое значение приобрели инновационные кластеры вроде Бостона и Сан-Франциско.
Проблема
Однако цены в этих «хабах» запредельные. Как же компаниям максимально эффективно воспользоваться преимуществами концентрированного потенциала инноваций?
Решение
Есть три пути: перевести в прогрессивное место штаб-квартиру, открыть там лабораторию или филиал либо же ограничиться выездными мероприятиями — паломничествами менеджеров
в центры знаний.

Как же действовать компаниям, желающим приобщиться к прорывным трендам, рождающимся в оазисах знаний и технологий? Изучая глобальную миграцию талантов, я заметил, что корпорации обычно применяют одну из трех стратегий: либо идут ва-банк и переводят туда штаб-квартиру, как это сделала GE, либо (что дешевле и позволяет отыграть назад) основывают в технокластере инновационную лабораторию или корпоративный филиал, либо, наконец, просто организуют туда выезды топ-менеджеров и другие «визиты с погружением».

Учитывая, что многие компании заинтересованы в поддержании связи сразу с несколькими «горячими точками» инноваций, можно попытаться эти три способа совмещать, помня, однако, что каждый несет свои издержки и риски. Если компания чувствует, что она расположена в стороне от глобальных кластеров развития, она может воспользоваться рекомендациями, позволяющими выработать свою стратегию присутствия.

Вариант 1
Переезд штаб-квартиры

Инновационные хабы ассоциируются у нас с молодыми предпринимателями и стартапами — но и компаний-старожилов в них становится все больше. Двадцать лет назад на десять самых активных городов приходилось менее половины патентов, заявленных 50 крупнейшими компаниями США, большинство инноваций создавалось в корпоративных лабораториях, разбросанных по карте. А в 2017 году уже 70% своих патентов компании списка Fortune 50 подавали в самых инновационных городах. Корпорации, когда-то мало представленные в технологических хабах, стали играть в них ведущую роль.

До некоторой степени это отражает сдвиг в самом списке Fortune 50: инновационные компании вроде Alphabet и Amazon вытесняют из него традиционный бизнес. Однако в передовые кластеры стремятся и такие зубры, как GE и подобные. В частности, в 2016 году производитель пищевых продуктов Conagra перевел свой офис из Омахи (штат Небраска) в Чикаго, надеясь, с одной стороны, привлечь на топовые должности экспертов с опытом в сфере потребительских брендов, а с другой — найти общий язык с миллениалами. Сказав много теплых слов в адрес Омахи в интервью газете Omaha World-Herald, гендиректор Conagra Шон Коннолли вынужден был признать: «Деловая среда Чикаго даст нам больше в смысле инноваций и развития бренда».

Кроме того, большой бизнес мигрирует с периферии в центр того же инновационного города — для пуб­лики это менее заметно, чем переезд из штата в штат. Например, в центральную часть Бостона переехали Reebok, Converse и большинство местных венчурных фондов. Местное рекрутинговое агентство WinterWyman сообщало, что двадцать лет назад на этот район Бостона (и его спутника Кембриджа) приходилось всего 5% вновь нанятых технарей региона, а сейчас эта цифра превышает 60%. Чтобы сосредоточить побольше топ-менеджеров в центре Чикаго, та же Conagra закрыла филиал в местном пригороде. McDonald’s, Motorola Solutions, Kraft Heinz и еще примерно полсотни компаний также перебрались из предместий ближе к сердцу Чикаго. Генеральный директор Motorola Грег Браун убежден: перемещение штаб-квартиры ускорит культурные перемены в компании и упростит набор сотрудников — разработчиков ПО и специалистов по данным.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте