Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как спасти от банкротства миллионы компаний по всему миру

Антонелла Моретто , Джеймс Райс-мл. , Федерико Каниато
Фото: Damir Spanic/Unsplash

Громкие банкротства, сделки рефинансирования, радикальное урезание затрат в таких компаниях, как Brooks Brothers, JCPenney, Hertz, Neiman Marcus, Ford и GM, свидетельствуют, что пандемия COVID-19 привела мировые финансы в бедственное положение. Но на концах цепочек поставок происходит еще один, менее заметный кризис, дестабилизирующий малые и средние предприятия (МСП). Он может усугубить потери глобальной экономики.

МСП, как правило, первыми ощущают последствия финансовых кризисов. Но в нынешней ситуации они вдобавок страдают от кабальных условий договоров, которые крупные компании стали вводить после финансового обвала 2008 года. Эти практики в сочетании со спадом, вызванным пандемией, привели к тому, что бесчисленные малые и средние поставщики столкнулись с нехваткой оборотного капитала, что угрожает лавиной банкротств.

Есть способы избежать такого исхода. Государства должны предоставлять бизнесу финансовую поддержку, заточенную под нужды МСП. Крупные компании могут содействовать этим мерам, выявляя и поддерживая поставщиков, оказавшихся в группе риска. МСП помогут себе сами, если применят более жесткий подход к управлению своим оборотным капиталом. А новаторские решения для финансирования цепочек поставок, в том числе новое поколение цифровых решений, сыграют ключевую роль в предоставлении МСП источников кредитования. Эти решения необходимо применить как можно скорее. Если МСП начнут массово разоряться, эта цепная реакция захватит крупные компании и может в результате еще сильнее расшатать мировую финансовую систему, которая уже испытывает стресс из-за пандемии.

Почему МСП более уязвимы

Несколько последних десятилетий компании упорно превращали себя в бережливые организации, сокращая товарные запасы и оптимизируя операционную деятельность, чтобы повысить свою эффективность. Однако эти меры сделали их операционную деятельность более хрупкой, так как, в частности, усилили их зависимость от тонко настроенной базы снабжения, подверженной дестабилизации.

Мировой кризис 2007—2008 годов усугубил эту хрупкость. Например, в ходе того кризиса банки, пытаясь обезопасить себя от кредитных рисков, либо перестали давать кредиты МСП, либо делали это по ростовщическим ставкам, еще сильнее подрывая финансовую жизнеспособность МСП. 

Чрезвычайные действия, предпринятые центральными банками разных стран для повышения ликвидности в финансовой системе посредством покупки финансовых активов и снижения процентных ставок почти до нуля, не помогли МСП. Например, в Европе денежные средства доступны по низкой цене крупным фирмам, но не МСП, главным образом потому, что введение более жестких финансовых критериев, таких, как базельские правила, побудили банки урезать кредитование МСП, которое теперь считается более рискованным, и повысить процентные ставки для ссуд, предоставляемых малому бизнесу.

МСП подвергаются давлению с двух сторон: банковская система опасается выдавать им ссуды, а их клиенты (фирмы побольше) затягивают оплату поставок. Крупные фирмы, нуждающиеся в деньгах, все чаще обращаются к единственному доступному источнику средств — собственной кредиторской задолженности. Еще не опубликованное исследование, которое мы провели с участием 800 крупнейших производственных фирм Евроcоюза и Соединенных Штатов за тринадцатилетний период, завершившийся в 2017 году, показало, что крупные фирмы систематически увеличивают сроки своих платежей поставщикам (оговоренный период, в течение которого должны пройти выплаты). В свою очередь эти фирмы-поставщики делают то же самое со своими поставщиками.

К сожалению, МСП оказываются вне этой системы, так как они недостаточно сильны, чтобы вынудить своих поставщиков согласиться на продление сроков выплат. Поэтому уже несколько лет МСП вынуждены нести груз карательных платежных практик при финансировании дебиторской задолженности только ради того, чтобы оставаться в бизнесе.  В период с 2004 по 2017 год фирмы продлили свои сроки погашения кредиторской задолженности с 76 дней в Европе и 59 дней в Соединенных Штатах до 83 и 69 дней соответственно. 

МСП, ослабленные продлением сроков погашения кредиторской задолженности крупными фирмами, теперь вынуждены иметь дело с вызовами пандемии коронавируса. К резкому падению спроса и принудительной приостановке работы МСП в связи с пандемией добавилось неполучение оплаты по счетам. Их положение вызывает серьезные опасения.

Способы избежать мирового кризиса

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте