Экономика

Татьяна Зонова. Справедливо ли равновесие сил?

Евгения Чернозатонская

Как работают дипломаты, какими качествами они должны обладать, на каких принципах государства ведут свою внешнюю политику и что такое сила в современном мире, рассказывает профессор теории и истории дипломатии МГИМО, доктор политических наук Татьяна Владимировна Зонова.

Когда в истории человечества появились профессиональные дипломаты?

Постоянные дипломатические представительства и прообразы министерств иностранных дел — а вместе с ними и класс людей, которые профессионально занимаются дипломатией, — распространились на Апеннинском полуострове уже с конца XIV — начала XV века. А до того, то есть в Средние века, политическое взаимодействие обставлялось иначе: богатые и влиятельные люди отправлялись к зарубежному правителю с миссиями ad hoc, то есть «по случаю», и никаких постоянных посольств не было. В эпоху Ренессанса дипломаты становятся резидентами в зарубежных странах и получают жалование из государственной казны. Дипломатия превращается в отрасль государственного управления.

Почему это произошло именно в эпоху Возрождения?

У средневековых государств в условиях довлеющего церковного канонического права не было никакого государственного суверенитета. Единственным сувереном был Римский Папа, а правители государств считались его вассалами. Соответственно, и дипломатия была церковной: обычно в миссии направляли двух человек, причем один из них обязательно был священнослужителем. Вся информация стекалась в Ватикан, который выступал в роли медиатора, способствовал прекращению военных действий и установлению мира и вел переговоры, занимая господствующую позицию. В эпоху Возрождения европейские государства обрели суверенитет и им понадобились другие инструменты взаимодействия.

То есть они стали самостоятельно вести международную политику. А на каких принципах?

Мыслители Ренессанса искали формулу, регулирующую отношения, в античном наследии и главную идею взяли у древнегреческого историка Фукидида. Он писал о Пелопоннесской войне V века до н. э. и пришел к выводу, что она началась из-за того, что Афины слишком увеличили свою военную мощь и напугали своих соседей — спартанцев. И Спарта, чтобы не быть застигнутой врасплох, превентивно напала на Афины. Последовала длительная и кровавая Пелопоннесская война, которая разрушила красивую классическую культуру. Теоретики эпохи Возрождения постулировали, что задача дипломатии — любыми средствами сохранять мир. А чтобы снизить уровень угрозы, нужно как-то уравновесить силы. Так возникла новая теория — равновесия сил, и Апеннинский полуостров стал лабораторией, ее практикующей. Появились труды, обосновывающие стратегию: для равновесия сил нужно заключать гибкие переменные коалиции.

Как это работает?

Предположим, Миланское герцогство очень усилилось, значит, против него должны объединиться Венецианская и Генуэзская республики — и тогда Милан не нападет, потому что поймет, чем это чревато. Через какое-то время ситуация меняется: Венецианская республика превосходит всех по своей мощи, и тогда меняется коалиция — участники уже противостоят Венецианской республике. Вот такой был выработан механизм. Но если вы практикуете политику, исходя из принципа равновесия сил, вы не можете обойтись переговорщиками, которые приезжают и встречаются время от времени — нужен резидент, наблюдающий все в динамике: изменения военной и экономической мощи, смена настроений при дворе. Это и порождает систему постоянных дипломатических представительств. А представителям надо куда-то направлять информацию, и поэтому формируется канцелярия, которая занимается именно внешними делами. Постепенно эта модель распространилась на весь мир. Она оказалась настолько удачной, что никакой реальной альтернативы до сих пор не появилось.

А как она завоевывала популярность в других государствах?

В самом начале ее приняли в штыки. Когда Миланский герцог направил своего посла ко двору Людовика XI, тот предложил ему убираться восвояси, сказав, что постоянные послы Франции не нужны, мол, это ваша итальянская система шпионов, а мы идем другим путем. Но Франция приняла эту модель при кардинале Ришелье в начале XVII века. При французском дворе создается мощная дипломатическая служба с постоянными представительствами, в Париже появляется большой дипломатический корпус. В Россию все это пришло позже, при Петре Первом, который осуществил секуляризацию Российского государства. До этого институты были средневековыми, византийскими и невозможно было говорить о новой дипломатии, потому что Россия считала себя центром православия в рамках симфонии.

В хрониках писали, что дипломатические отношения нужно заключать очень осторожно и только с подручными государствами. Поэтому никаких постоянных представительств в России не было. Она очень выборочно пускала к себе иностранцев и настороженно следила за контактами подданных. А чтобы практиковать гибкие коалиции для равновесия сил, нужно заключать дипломатические соглашения с гораздо большим числом государств. И вот при Петре Первом, как грибы после дождя, выросли преставительства за рубежом, появилась современная коллегия иностранных дел. Россия стала активным участником европейской политики.

Расскажите, какие изменения в дипломатии и политике происходили в Новое время? Сохранялась ли прежняя формула?

Вплоть до середины XIX века в международных договорах, венчавших войны, мы везде видим формулу iustum potentiae aequilibrium — справедливое равновесие сил, — которая оставалась стержнем международных отношений. С другой стороны, в конце XVIII — начале XIX века, после Французской революции появляются идеи, движения и лидеры, которые отрицают эту теорию. Они считают, что принцип равновесия сил не мог предотвратить войны и потому нужен другой принцип — национальный. На волне Французской революции возникло само понятие нации: люди, которые живут на одной территории, говорят на одном языке, исповедуют общую религию и т. д. Как мы знаем, позднее национальный принцип переродится в крайние формы: итальянский фашизм, германский нацизм и так далее. Но вначале теоретики говорят, что только братский союз национальных государств покончит с войнами и народы будут жить в великой семье.

В XIX веке геополитические процессы определяет национальное самосознание. В 1861 году объединяется Италия — похожие языки, общее прошлое, Древний Рим и т. д. Германия во многом стала единой, опираясь на тот же национальный принцип. Но он же привел к развалу многонациональных государств, особенно после Первой мировой войны. Разрушились три империи: Российская, Австро-Венгерская и Оттоманская. Именно тогда Президент США Вильсон заговорил о необходимости самоопределения наций и народов, а большевики — о праве наций на самоопределение.

Но большевикам удалось удержать большую часть Российской империи в одном государстве…

Социалистическое движение тоже считало теорию равновесия сил буржуазным пережитком и верило в пролетарский интернационализм. Ожидалась мировая социалистическая революция, когда вопрос о войнах и каких-то формулах равновесия отпадет сам собой. А первый советский комиссар по иностранным делам Лев Троцкий заявил: я пришел, чтобы опубликовать тайные документы Антанты, а после этого мы закроем эту лавочку. «Лавочка» — это министерство иностранных дел и внешняя политика. В советской внешней политике на первых порах революционность проявлялась очень ярко. Потом начался поворот к консерватизму и возврат к каким-то старым понятиям.

Сейчас многие считают, что мир гарантирует не пролетарский интернационализм, а глобальная экономика и мировая торговля…

Это либеральная идея, ставшая популярной в Европе, а больше всего в Великобритании еще в XIX веке. Либералы тоже отрицали теорию равновесия сил. По их мнению, единственный путь, ведущий к прочному миру, — это свободная торговля без национальных границ. Если все будут друг с другом торговать, а государства — минимально в это вмешиваться, никакие коалиции не понадобятся.

Значит, помимо концепции равновесия сил, есть еще три принципа: один исходит из примата нации, второй — из социалистической идеологии, третий — из свободы торговли. Как же договариваются дипломаты, если политика их государств основана на разных постулатах?

Они умеют договариваться, потому что сама дипломатия — плод многовековой культуры человечества. Армии воюют, министерства обороны существуют для войны, а дипломатия призвана решать вопросы мирным путем. И когда человек собирается стать дипломатом, он должен понимать, что у него будет своеобразное положение. С одной стороны, защищать интересы своей страны и своих граждан за рубежом, с другой — учитывать интересы партнеров, приходить к компромис­сным договоренностям. На дипломатической службе люди, начиная с низших рангов, с атташе, очень много общаются — на приемах и деловых мероприятиях — и сохраняют эти знакомства и отношения, продвигаясь по карьерной лестнице. Так создается некое дипломатическое сообщество, члены которого понимают коллег и доверяют им.

А как находят и воспитывают людей, способных на это?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте