Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

3 великие экономические идеи, которые ждут своего часа

Роберт Литен

Слова Рама Эмануэля, бывшего главы администрации Белого дома, а ныне мэра Чикаго, превращаются в слоган американской политики, а может быть, их следовало бы взять на вооружение и политикам других стран: «Мы не имеем права упустить кризис». Суть его высказывания в том, что обычно нам не хватает мужества осуществить крупномасштабные реформы, даже весьма разумные, пока не наступят тяжелые времена и не заставят людей действовать. Эти прекрасные планы так и будут лежать на полке, пока не возникнут большие проблемы. Обиднее всего, если кризис пройдет, а планы так и останутся неосуществленными и новые законы или акты так и не будут приняты.

Задумайтесь над этим явлением, а заодно и над тем, какие способные преобразить мир идеи сейчас пылятся на дальней полке? Три лучшие, как мне кажется, принадлежат к сфере экономики. Они очень умно решают очень сложные проблемы. Но воплотить эти идеи удастся лишь тогда, когда вновь вспыхнет лихорадочное беспокойство по поводу дефицита госбюджета.

Плата за перегруженную инфраструктуру

Сотнями исследований доказано то, что любой американец и так видит: во многих местах, особенно на крупных мостах, дорога либо крайне перегружена, либо того гляди развалится. По некоторым подсчетам, стоимость ремонта только общественных коммуникаций, не считая дополнительных частных инвестиций в расширение дорог, составляет миллиарды долларов. В принципе даже при напряженном дефиците федерального бюджета эти расходы мог бы взять на себя бюджет «капитального строительства», таковые имеются на уровне штатов. Но ни разу не удалось продавить смету капитального строительства, так что единственный реалистичный способ инвестировать в строительство дорог за счет специально учрежденного банка по финансированию инфраструктурных проектов, и эта идея пользуется поддержкой обеих партий, однако недостаточно сильной, чтобы такой банк был наконец создан и получил надлежащий капитал.

Читайте материал по теме: Как переспорить Милтона Фридмана

Но даже если подобный банк и возникнет, многие экономисты давно уже твердят, что, прежде чем браться за строительство дополнительных дорог, нужно научиться рационально использовать нынешние, которые за пределами часов пик остаются недогруженными, и тем самым мы бы сэкономили сотни миллиардов на строительстве. Чтобы рационально использовать дороги, нужно брать с водителей дополнительную оплату, когда их присутствие на дороге создает «дополнительные неудобства».

Но хотя с точки зрения экономиста добавочная плата за нагрузку на инфраструктуру весьма разумна, политики об этом и думать не хотят: люди привыкли кататься по общественным дорогам бесплатно и не одобрят такие поборы, даже если им объяснить, что тем самым не придется платить налоги на строительство новых дорог. А регрессивный характер сборов еще более осложняет дело.

Но реального результата, возможно, удалось бы добиться, если бы штаты и регионы поощряли строительство частных дорог или даже продали бы в частные руки уже действующие дороги и другие элементы инфраструктуры и тем самым облегчили бы себе бремя бюджетных расходов. Частные владельцы свободнее в установлении тарифов, чем государство. Разумеется, переход дорог в частное владение повлечет за собой ряд иных проблем, в том числе вопрос, не следует ли регулировать размер оплаты на главных дорогах, чтобы избежать монополизма, но в наш «новый нормальный» век бережливости кажется все менее вероятным, чтобы налогоплательщики финансировали дороги. А значит, частное финансирование и частное владение становятся основной надеждой на восстановление и расширение стареющей транспортной инфраструктуры Америки и других стран по всему миру.

Ваучеры Medicare

Вторая пока невоплощенная идея могла бы сыграть огромную роль во всей отрасли здравоохранения: это ваучеры (именуемые «страховой субсидией») Medicare, а также Medicaid как замена или, по крайней мере, опция для пациентов, кому перевалило за 55 лет, вместо современной системы государственного покрытия медицинского обслуживания. По новой системе пациенты могли бы сами приобретать медицинские страховки, а государство субсидировало бы их оплату.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте