Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Обращайтесь с сотрудниками как со взрослыми

Фьюреди Фрэнк

Нельзя сказать, что люди в наше время стали глупее, однако с ними все чаще обращаются как с дураками. Политики, преподаватели и журналисты, видимо, всерьез полагают, что общество не любит разбираться в деталях и жаждет получать сверху готовые решения. В бизнесе также явственно прослеживается тенденция к поглупению, и виноваты в этом не только авторы книг, поясняющие принципы менеджмента иллюстрациями-притчами, но и сами менеджеры. Парадокс: широкомасштабное наступление инфантилизма не мешает экспертам развивать идею о том, что квалификация сотрудников и инфраструктура знаний — важнейшие источники интеллектуального капитала компаний.

В значительной мере поглупению организаций способствует всеобщее стремление избежать рисков. Менеджеры порой боятся принимать решения самостоятельно и, следуя нехитрому принципу, состоящему в том, что применять чужие эффективные методики гораздо безопаснее и спокойнее, чем разрабатывать свои, нанимают высокооплачиваемых консультантов. В программных системах жестко прописываются все сценарии взаимодействия с клиентами — не дай бог сотрудник по собственной инициативе скажет что-нибудь не то! Да, при такой схеме сотрудник не скажет ничего лишнего, но он не сможет сказать и того полезного, что, вероятно, убедило бы клиента совершить покупку. Нормативы, руководства и предписания заполоняют все сферы деятельности, избавляя человека от необходимости самостоятельно думать и учиться методом проб и ошибок. Между тем для того, чтобы компания успешно развивалась, сотрудники должны воспринимать свою работу как «езду в незнаемое», а важнейшее свойство такого путешествия — неопределенность.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте